LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Творческая история стихотворения С. Я. Маршака «Отряд»

Nikolay Aleksandrovich Guskov
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

214
2023-03-17
18:20 - 18:40

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: детская литература, С. Я. Маршак, творческая история, текстология, советская литература.
Аннотация В докладе рассматривается творческая история первого стихотворения С. Я. Маршака на пионерскую тему «Отряд» (1928), переделанного поэтом 5 раз в течение 7 лет, и устанавливаются причины как первоначальной его популярности, так и последуюшего исчезноения из печати.

Тезисы

В прошедшем 2022 г. исполнилось 100 лет пионерской организации, между тем разработка пионерской темы советскими писателями, даже наиболее видными, исследована еще недостаточно. В творчестве С. Я. Маршака (в отличие от многих современных ему авторов  В. В. Маяковского, Н. Н. Асеева, А. Л. Барто, С. В. Михалкова и др.) эта тема представлена довольно скудно, преимущественно в стихотворениях на случай позднего (московского) периода (1940–60-х гг.)  Едва ли не самым значительным остается первый опыт изображения пионеров – стихотворение «Отряд» Отрывок из него Маршак поместил в № 22 журнала «Дружные ребята» за 1927 г. (воспроизведен в книжке «Веселый час» (Л., 1930) с иллюстрациями В. В. Лебедева). В феврале 1928 г. произведение напечатано в самом первом номере «Ежа» с рисунками Н. А. Тырсы. До 1938 г. оно вышло еще не менее 8 раз, а затем при жизни автора не переиздавалось и, несмотря на несколько посмертных публикаций, настолько забыто, что минимально искаженный отрывок из него в Интернете некий Владимир Марин безнаказанно опубликовал под своим именем [https://stihi.ru/2012/11/29/5275. Дата обращения: 01. 11. 2022]. Необычная издательская судьба текста нуждается в изучении. Частые публикации в первые годы демонстрируют высокую востребованность произведения либо публикой, либо официальными кругами, видевшими в книжке полезное средство идеологического воспитания, либо обеими указанными группами. Полное исчезновение книги из читательского обихода может свидетельствовать либо о временных (снятых не позднее 1968 г.) цензурных запретах, связанных с изменением идеологических установок, либо неудовлетворенностью самого писателя плодами своего труда. «Отряд» напечатан в период борьбы с чуковщиной и маршаковщиной и, видимо, заметно ослабил критические атаки против поэта, демонстрируя его готовность откликнуться на актуальные, с официальной точки зрения, темы. Это благосклонно отметили критики [Чупырина 1930. С. 15;Трифонова 1931. С. 39]. Сторонники формального метода указали также на экспериментальность приемов, использованных писателем [Бухштаб 1975. С. 80]. Однако в большинстве статей, в том числе в наиболее подробной рецензии на книжку [Болотин 1933], при всех похвалах говорится о ее идеологической ущербности, в наше время не очевидной. Следуя своей обычной установке, Маршак при переиздании перерабатывал «Отряд», как и все другие произведения, отчасти прислушиваясь к суждениям критики, отчасти добиваясь полного осуществления собственных творческих замыслов. Имеется 5 авторских вариантов: журнальный (О–журн.); первое отдельное издание (О-1928), воспроизведен в 1930 и 1931 гг.; редакция с новым общирным финальным эпизодом (О–1930); последнее отдельное издание (О–1933); включенный в первый большой сборник поэта «Стихи, сказки, загадки» (О–1935). Общая структура всех вариантов аналогична. Остраненное описание заглавного героя (пионерского отряда, изображенного как единое существо) состоит из следующих частей: 1) имя; 2) внешность; 3) место обитания; 4) занятия. Наибольшим изменениям подверглась последняя часть, эпизоды которой, описывающие труд и досуг отряда, менялись местами в разных вариантах, начиная с О–1930 финальной стала сцена вечернего сбора у костра. Правка отдельных строк первых трех частей стихотворения отражает те же тенденции, но больше не на тематическом, а на стилистическом и идейном уровне. В пионерском движении поэта привлекает единение детей в коллективном труде и отдыхе, которое приобретает внешне игровые, праздничные и, в результате, органично народные, архетипические формы, содержащие внутри мощный потенциал творческого и полезного преображения природы и общества. Традиционный топос «великое в малом» (позднее шутливо обыгранный и в других текстах о пионерах – «Старше моря, выше леса» и т. п.), гуманистический утопизм педагогической системы Маршака эффектно и увлекательно маркированы формальными приемами на всех уровнях текста. Вместе с тем собственно большевистская, коммунистическая идеология никак не отражена в тексте, если не считать двусмысленно иронического краткого пересказа тематики выступления пионервожатого в О–1930, О–1933 и О–1935. Не упоминается даже повседневная символика (галстуки, лозунги, салют и т. д.), вследствие чего стихотворение приобретает во многом вневременный смысл и может быть отнесено к любому детскому коллективному игровому движению, не исключая скаутского или того, которое можно наблюдать в спортивных и туристических организациях наших дней. В докладе анализируются авторские попытки одновременно удовлетворить, насколько возможно, требования идеологической критики и сохранить творческий замысел и собственную художественную манеру и позицию по отношению к пионерской организации, которая была тогда еще новым, формирующимся общественным явлением, массовой, но не общеобязательной формой жизни подростков. Исчезновение «Отряда» из печати после 1938 г. показывает, что совместить эти тенденции в полной мере оказалось невозможным. Кратко охарактеризованная выше специфика текста показывает, что несмотря на долгую недоступность публике и малую известность, сам по себе он сохраняет эстетическую суггестивность и идейную актуальность.
Литература:
Болотин 1933 –.Болотин С. Лирический силуэт пионерии // Детская и юношеская литература. 1933. № 9. С. 14–15.
Бухштаб 1975 – Бухштаб Б. Я, Поэзия Маршака 20-х годов // Жизнь и творчество Маршака. М.: Детская литература, 1975. С. 70–80.
Трифонова 1931 – Трифонова Т. Революционная детская книга // Детская литература: критический сборник / под ред. А. В. Луначарского. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1931. С. 22–42.
Чупырина 1930 – Чупырина Л. А. Производство детской книги за 1929 г. // Книга – детям. 1930. № 23. С. 7–16.