Творческая история стихотворения С. Я. Маршака «Отряд»
Николай Александрович Гуськов
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
214
2023-03-17
18:20 -
18:40
Ключевые слова, аннотация
Ключевые слова: детская литература, С. Я. Маршак, творческая история, текстология, советская литература.
Аннотация В докладе рассматривается творческая история первого стихотворения С. Я. Маршака на пионерскую тему «Отряд» (1928), переделанного поэтом 5 раз в течение 7 лет, и устанавливаются причины как первоначальной его популярности, так и последуюшего исчезноения из печати.
Аннотация В докладе рассматривается творческая история первого стихотворения С. Я. Маршака на пионерскую тему «Отряд» (1928), переделанного поэтом 5 раз в течение 7 лет, и устанавливаются причины как первоначальной его популярности, так и последуюшего исчезноения из печати.
Тезисы
В прошедшем 2022 г. исполнилось 100 лет пионерской
организации, между тем разработка пионерской темы советскими писателями, даже
наиболее видными, исследована еще недостаточно. В творчестве С. Я. Маршака (в
отличие от многих современных ему авторов — В. В. Маяковского, Н. Н. Асеева, А.
Л. Барто, С. В. Михалкова и др.) эта тема представлена довольно скудно,
преимущественно в стихотворениях на случай позднего (московского) периода
(1940–60-х гг.) Едва ли не самым
значительным остается первый опыт изображения пионеров – стихотворение «Отряд»
Отрывок
из него Маршак поместил в № 22 журнала «Дружные ребята» за 1927 г.
(воспроизведен в книжке «Веселый час» (Л., 1930) с иллюстрациями В. В.
Лебедева). В феврале 1928 г. произведение напечатано в самом первом номере
«Ежа» с рисунками Н. А. Тырсы. До 1938 г. оно вышло еще не менее 8 раз, а затем
при жизни автора не переиздавалось и, несмотря на несколько посмертных публикаций,
настолько забыто, что минимально искаженный отрывок из него в Интернете некий
Владимир Марин безнаказанно опубликовал под своим именем
[https://stihi.ru/2012/11/29/5275. Дата обращения: 01. 11. 2022]. Необычная
издательская судьба текста нуждается в изучении. Частые публикации в первые
годы демонстрируют высокую востребованность произведения либо публикой, либо
официальными кругами, видевшими в книжке полезное средство идеологического
воспитания, либо обеими указанными группами. Полное исчезновение книги из
читательского обихода может свидетельствовать либо о временных (снятых не
позднее 1968 г.) цензурных запретах, связанных с изменением идеологических
установок, либо неудовлетворенностью самого писателя плодами своего труда.
«Отряд»
напечатан в период борьбы с чуковщиной и маршаковщиной и, видимо, заметно ослабил
критические атаки против поэта, демонстрируя его готовность откликнуться на
актуальные, с официальной точки зрения, темы. Это благосклонно отметили критики
[Чупырина 1930. С. 15;Трифонова 1931. С. 39]. Сторонники формального метода указали также на экспериментальность
приемов, использованных писателем [Бухштаб 1975. С. 80]. Однако в большинстве статей, в том числе в
наиболее подробной рецензии на книжку [Болотин 1933], при всех похвалах
говорится о ее идеологической ущербности, в наше время не очевидной. Следуя
своей обычной установке, Маршак при переиздании перерабатывал «Отряд», как и
все другие произведения, отчасти прислушиваясь к суждениям критики, отчасти добиваясь
полного осуществления собственных творческих замыслов. Имеется 5 авторских
вариантов: журнальный (О–журн.); первое отдельное издание (О-1928), воспроизведен
в 1930 и 1931 гг.; редакция с новым общирным финальным эпизодом (О–1930);
последнее отдельное издание (О–1933); включенный в первый большой сборник поэта
«Стихи, сказки, загадки» (О–1935).
Общая
структура всех вариантов аналогична. Остраненное описание заглавного героя
(пионерского отряда, изображенного как единое существо) состоит из следующих
частей: 1) имя; 2) внешность; 3) место обитания; 4) занятия. Наибольшим
изменениям подверглась последняя часть, эпизоды которой, описывающие труд и
досуг отряда, менялись местами в разных вариантах, начиная с О–1930 финальной
стала сцена вечернего сбора у костра. Правка отдельных строк первых трех частей
стихотворения отражает те же тенденции, но больше не на тематическом, а на
стилистическом и идейном уровне.
В
пионерском движении поэта привлекает единение детей в коллективном труде и
отдыхе, которое приобретает внешне игровые, праздничные и, в результате,
органично народные, архетипические формы, содержащие внутри мощный потенциал творческого
и полезного преображения природы и общества. Традиционный топос «великое в
малом» (позднее шутливо обыгранный и в других текстах о пионерах – «Старше моря,
выше леса» и т. п.), гуманистический утопизм педагогической системы Маршака
эффектно и увлекательно маркированы формальными приемами на всех уровнях
текста. Вместе с тем собственно большевистская, коммунистическая идеология никак
не отражена в тексте, если не считать двусмысленно иронического краткого
пересказа тематики выступления пионервожатого в О–1930, О–1933 и О–1935. Не
упоминается даже повседневная символика (галстуки, лозунги, салют и т. д.),
вследствие чего стихотворение приобретает во многом вневременный смысл и может
быть отнесено к любому детскому коллективному игровому движению, не исключая
скаутского или того, которое можно наблюдать в спортивных и туристических
организациях наших дней.
В докладе анализируются
авторские попытки одновременно удовлетворить, насколько возможно, требования
идеологической критики и сохранить творческий замысел и собственную
художественную манеру и позицию по отношению к пионерской организации, которая
была тогда еще новым, формирующимся общественным явлением, массовой, но не
общеобязательной формой жизни подростков. Исчезновение «Отряда» из печати после
1938 г. показывает, что совместить эти тенденции в полной мере оказалось
невозможным. Кратко охарактеризованная выше специфика текста показывает, что
несмотря на долгую недоступность публике и малую известность, сам по себе он сохраняет
эстетическую суггестивность и идейную актуальность.
Литература:
Болотин 1933 –.Болотин С. Лирический силуэт пионерии // Детская и юношеская литература. 1933. № 9. С. 14–15.
Бухштаб 1975 – Бухштаб Б. Я, Поэзия Маршака 20-х годов // Жизнь и творчество Маршака. М.: Детская литература, 1975. С. 70–80.
Трифонова 1931 – Трифонова Т. Революционная детская книга // Детская литература: критический сборник / под ред. А. В. Луначарского. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1931. С. 22–42.
Чупырина 1930 – Чупырина Л. А. Производство детской книги за 1929 г. // Книга – детям. 1930. № 23. С. 7–16.
Литература:
Болотин 1933 –.Болотин С. Лирический силуэт пионерии // Детская и юношеская литература. 1933. № 9. С. 14–15.
Бухштаб 1975 – Бухштаб Б. Я, Поэзия Маршака 20-х годов // Жизнь и творчество Маршака. М.: Детская литература, 1975. С. 70–80.
Трифонова 1931 – Трифонова Т. Революционная детская книга // Детская литература: критический сборник / под ред. А. В. Луначарского. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1931. С. 22–42.
Чупырина 1930 – Чупырина Л. А. Производство детской книги за 1929 г. // Книга – детям. 1930. № 23. С. 7–16.