Особенности франко-русских культурных и деловых отношений на примере строительства Троицкого моста в Петербурге (официальные документы, пресса, мемуары, сувениры и памятники).
Татьяна Просычева
Докладчик
самозанятый
190
2023-03-16
18:00 -
18:30
Ключевые слова, аннотация
Санкт-Петербург; Троицкий мост; фирма “Батиньоль”; Франко-русский союз; Французские инженеры в России
Тезисы
В 1891 г. Санкт-Петербургская городская Дума принимает решение о строительстве третьего постоянного моста через Неву, а в 1892 году объявляется международный конкурс на лучший проект Троицкого моста. Из шестнадцати представленных Думе проектов, шесть было создано французскими инженерами.
Лучшим признан проект французской строительной фирмы “Батиньоль”, которая ведет свою деятельность в России с 1857 года. Городская Дума дает согласие на строительство моста, но уже 3 недели спустя, это согласие аннулируется, несмотря на то, что проект признан не только самым инновационным, но и наиболее дешевым.
Отказ связан с тем, что большинство депутатов городской Думы выступили против строительства моста иностранной компанией. Фирма “Батиньоль” вступает в противостояние с городской Думой.
Особенности взаимодействия фирмы Батиньоль с депутатами Думы широко отражены в прессе, в переписке французских инженеров с администрацией города, а также в Известиях Санкт-Петербургской городской Думы.
В 1895 и 1896 годах Городская Дума объявляет новые конкурсы на строительство Троицкого моста, но ни один проект не отвечает всем требованиям.
Поиск строителя Троицкого моста проходит на фоне формирования Франко-русского союза. В октябре 1896 года, в ходе официального визита Николая II во Францию, состоялась торжественная церемония закладки моста Александра III в Париже. Все праздничные мероприятия подробно описаны во французской прессе и сохранились в многочисленных альбомах, фотографиях, гравюрах и сувенирах.
По воспоминаниям современников, Николай II выразил пожелание, чтобы при закладке нового моста в Петербурге была организована аналогичная торжественная церемония.
Таким образом, сближение России и Франции предопределяет выбор фирмы для строительства Троицкого моста. Николай II одобряет проект фирмы “Батиньоль” 5 июня 1897 года, за 2 месяца до визита Феликса Фора в Петербург. Торжественная закладка Троицкого моста происходит в присутствии Николая II и Феликса Фора.
Праздничные мероприятия, организованные по случаю закладки моста, детально описывает Русская и французская пресса. Отдельного внимания заслуживают памятники и украшения созданные в Петербурге по случаю визитов Феликса Фора в 1897 и Эмиля Лубе в 1902 году.
На примере строительства Троицкого моста большой интерес представляет изучение принципов работы французской строительной фирмы в России: взаимодействие с администрацией, посредниками, подрядчиками, рабочими. Для строительства Троицкого моста привлекаются французские инженеры, многие из которых остаются в России и после завершения строительства.
Строительство Троицкого моста имело огромное значение как для развития столицы Российской империи, так и для репутации строительной фирмы. Реализация такого важного сооружения открывало огромные перспективы для фирмы “Батиньоль”. Однако, деятельность фирмы в России постепенно сворачивается и сходит на нет после 1911 года.
На основе множественных архивных источников - официальных документов, газет, воспоминаний, корреспонденции - можно проследить всю деятельность фирмы “Батиньоль” в России и ее роль в культурном и технологическом трансфере между Россией и Францией.
Литература:
Лучшим признан проект французской строительной фирмы “Батиньоль”, которая ведет свою деятельность в России с 1857 года. Городская Дума дает согласие на строительство моста, но уже 3 недели спустя, это согласие аннулируется, несмотря на то, что проект признан не только самым инновационным, но и наиболее дешевым.
Отказ связан с тем, что большинство депутатов городской Думы выступили против строительства моста иностранной компанией. Фирма “Батиньоль” вступает в противостояние с городской Думой.
Особенности взаимодействия фирмы Батиньоль с депутатами Думы широко отражены в прессе, в переписке французских инженеров с администрацией города, а также в Известиях Санкт-Петербургской городской Думы.
В 1895 и 1896 годах Городская Дума объявляет новые конкурсы на строительство Троицкого моста, но ни один проект не отвечает всем требованиям.
Поиск строителя Троицкого моста проходит на фоне формирования Франко-русского союза. В октябре 1896 года, в ходе официального визита Николая II во Францию, состоялась торжественная церемония закладки моста Александра III в Париже. Все праздничные мероприятия подробно описаны во французской прессе и сохранились в многочисленных альбомах, фотографиях, гравюрах и сувенирах.
По воспоминаниям современников, Николай II выразил пожелание, чтобы при закладке нового моста в Петербурге была организована аналогичная торжественная церемония.
Таким образом, сближение России и Франции предопределяет выбор фирмы для строительства Троицкого моста. Николай II одобряет проект фирмы “Батиньоль” 5 июня 1897 года, за 2 месяца до визита Феликса Фора в Петербург. Торжественная закладка Троицкого моста происходит в присутствии Николая II и Феликса Фора.
Праздничные мероприятия, организованные по случаю закладки моста, детально описывает Русская и французская пресса. Отдельного внимания заслуживают памятники и украшения созданные в Петербурге по случаю визитов Феликса Фора в 1897 и Эмиля Лубе в 1902 году.
На примере строительства Троицкого моста большой интерес представляет изучение принципов работы французской строительной фирмы в России: взаимодействие с администрацией, посредниками, подрядчиками, рабочими. Для строительства Троицкого моста привлекаются французские инженеры, многие из которых остаются в России и после завершения строительства.
Строительство Троицкого моста имело огромное значение как для развития столицы Российской империи, так и для репутации строительной фирмы. Реализация такого важного сооружения открывало огромные перспективы для фирмы “Батиньоль”. Однако, деятельность фирмы в России постепенно сворачивается и сходит на нет после 1911 года.
На основе множественных архивных источников - официальных документов, газет, воспоминаний, корреспонденции - можно проследить всю деятельность фирмы “Батиньоль” в России и ее роль в культурном и технологическом трансфере между Россией и Францией.
Литература:
- “Известия Санкт-Петербургской городской Думы”, 1896 - 1903.
- Daragon, Henri, Le président Félix Faure en Russie, Paris, H. Jouve imprimeur-éditeur, 1897, 141 p.
- Park-Barjot, Rang-Ri, La société de construction des Batignolles. Des origines à la Première Guerre mondiale (1846 - 1914), Paris, PUPS, 2005, 542 p.
- Rybatchenok, Irina, La Russie et la France : l’union des intérêts et l’union des cœurs. 1891 – 1897, Moscou, Rosspen, 2004, 279 p.