Лето протеста: анализ освещения демонстраций BLM в американской прессе/The summer of unrest: analysis of the BLM protests’ coverage in the American press
Ассоль Александровна Власова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
182 ОНЛАЙН
2023-03-16
13:20 -
13:40
Ключевые слова, аннотация
В
докладе рассматриваются фреймы, на которые опираются ведущие американские
издания при описании протестной активности движения Black Lives Matter. Как показал анализ новостных статей,
ведущим способом репрезентации протестов BLM летом
2020 года в американской прессе был способ «debate», фокусирующий внимание
аудитории на целях движения и требованиях протестующих. При освещении событий были
задействованы два основных фрейма, которые мы обозначили как «civil protest» и «public safety». Доминирующим фреймом выступал
фрейм «civil
protest»,
который способствовал легитимизации демонстраций и обеспечил положительную
репрезентацию движения BLM
в
целом.
Ключевые слова: дискурс медиа, медиа-репрезентация, фреймовый анализ текста
Ключевые слова: дискурс медиа, медиа-репрезентация, фреймовый анализ текста
Тезисы
Доклад
посвящен фреймовому анализу статей о протестах движения Black Lives Matter в
США летом 2020 года. На основании анализа 100 статей из трех ведущих американских
изданий (The
New York Times, The USA Today, The Wall Street Journal), полученных методом
сплошной выборки в процессе работы с электронными архивами, делается вывод о
том, что по большей части издания легитимизируют демонстрации BLM, помещая их во фрейм «гражданского
протеста», право на который гарантируется первой поправкой к Конституции США. Движение
BLM
напрямую соотносится с движением за гражданские права (The Civil Rights Movement), которое в современной
американской культуре выступает ролевой моделью для различных форм активизма и служит
главным примером политического участия с целью привнесения положительных
социальных изменений.
Согласно так называемой «протестной парадигме» в силу того, что основные СМИ выполняют функцию социального контроля, стоя на страже устоявшихся норм и ценностей и поддерживая позиции истеблишмента, они склонны делегитимизировать протест, бросающий вызов существующему положению вещей [Boyle et al. 2012]. Так, следуя данной парадигме, СМИ могут репрезентировать протесты четырьмя способами: 1) riot (фокус на противозаконном поведении, хаосе, порче общественного имущества); 2) confrontation (фокус на конфликте с властями, стычках с полицией и оппозицией); 3) spectacle (театрализация протеста, представление его в качестве шоу); 4) debate (фокус на целях протеста и требованиях протестующих) [Brown, Harlow 2019]. При этом, в свете появления новых медиа и трансформации массовой коммуникации, протестная парадигма видится как более варьируемый и непостоянный набор стратегий репрезентации. Способ «debate», при котором рассматриваются пожелания протестующих и проблематика, ставшая источником протеста, в отличие от остальных способов, привлекает внимание к сути движения, вовлекает аудиторию в политическую борьбу и в целом является наиболее благоприятным для деятельности общественных движений.
Несмотря на то, что в изученных нами статьях задействуются элементы всех вышеперечисленных способов репрезентации протеста (1) riot: «protests in Minneapolis devolved into chaos»; «many individuals used this as an opportunity to damage property, destroy businesses, commit robbery, fire shots and steal property for their personal gain»; «the looting»; 2) confrontation: « protesters…violently clashed with riot police» «the protests grew more confrontational»; «left- and right-wing activists clashed this weekend»; 3) spectacle: «it felt as if the entire city had emptied into downtown as lines of protesters snaked their way through side streets while others converged in nearby parks»; «the atmosphere on Saturday was more like that of a street fair or a music festival…masks emblazoned with “I can’t breathe” were on sale along with Black Lives Matter T-shirts»; «marchers on 16th Street did a coordinated dance, “the wobble,” as the rapper V.I.C. blared through speakers»), ведущим способом оказался именно «debate» («residents have continuously taken to the streets to demand substantive police reform»; «Black Lives Matter Louisville also is seeking to harness protesters’ energy toward redirecting funding from the police department and corrections system to community services»; «they are urging residents to call and email council members to press them to reallocate money to social programs»). В ходе анализа было выявлено два фрейма, формулирующих ценностные модели [Лукьянова, Толочин 2019], на которые опирались СМИ при формировании представления о протестах. Основным фреймом выступал «civil protest», где взаимодействие между социальным акторами происходит по модели, принятой в условиях современной представительной демократии, при которой согласно первой поправке к Конституции, группы граждан имеют законное право поднять волнующие их вопросы и/или выразить протест, обратившись к властям с рядом требований. В таком случае типичными действиями для акторов protestors/demonstrators являются to peacefully demonstrate, to hold rallies, call for, demand, ask for, be heard, bring change, etc., для акторов governments/officials - to listen to, to change, to take steps, to reform. Существительные protest, demonstrations, rally в отобранных статьях стабильно коллоцируют с прилагательным peaceful. Среди лексических маркеров, обеспечивающих протестам положительную оценочность за счет культурной параллели с движением за гражданские права 1960-х: «The new civil rights movement», «The Summer of Love», «Martin Luther King Jr.», «Martin Luther King III». В случае описания нарушений общественного порядка на протестах противозаконные действия (break the law, attack our officers and make our community unsafe) приписываются акторам-нарушителям, имеющим лишь опосредованное отношение к движению: some demonstrators engaging in violence, instigators of violence, extremists, criminals. Подобные действия помещаются во фрейм, который можно обозначить как «public safety». В рамках фрейма типичными действиями для акторов police/officers выступают to make arrests, take into custody, keep safe.
Таким образом, нарратив, продвигаемый американскими изданиями, строился с помощью двух фреймов, ценностных моделей-матриц, и заключался в том, чтобы донести до аудитории цели движения, но не допустить превращения протестов в массовые беспорядки.
Boyle, M. P., McLeod, D. M., & Armstrong, C. L. (2012). Adherence to the protest paradigm: The influence of protest goals and tactics on news coverage in U.S. and international newspapers. International Journal of Press/Politics, 17(2), 127–144.
Brown, D. K., & Harlow, S. (2019). Protests, Media Coverage, and a Hierarchy of Social Struggle. The International Journal of Press/Politics, 24(4), 508–530. Лукьянова Е. А., Толочин И. В. Ценностные суждения и смысловая организация общественно-политической дискуссии // Ценностная картина мира англоязычного социума. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. С. 68–83.
Согласно так называемой «протестной парадигме» в силу того, что основные СМИ выполняют функцию социального контроля, стоя на страже устоявшихся норм и ценностей и поддерживая позиции истеблишмента, они склонны делегитимизировать протест, бросающий вызов существующему положению вещей [Boyle et al. 2012]. Так, следуя данной парадигме, СМИ могут репрезентировать протесты четырьмя способами: 1) riot (фокус на противозаконном поведении, хаосе, порче общественного имущества); 2) confrontation (фокус на конфликте с властями, стычках с полицией и оппозицией); 3) spectacle (театрализация протеста, представление его в качестве шоу); 4) debate (фокус на целях протеста и требованиях протестующих) [Brown, Harlow 2019]. При этом, в свете появления новых медиа и трансформации массовой коммуникации, протестная парадигма видится как более варьируемый и непостоянный набор стратегий репрезентации. Способ «debate», при котором рассматриваются пожелания протестующих и проблематика, ставшая источником протеста, в отличие от остальных способов, привлекает внимание к сути движения, вовлекает аудиторию в политическую борьбу и в целом является наиболее благоприятным для деятельности общественных движений.
Несмотря на то, что в изученных нами статьях задействуются элементы всех вышеперечисленных способов репрезентации протеста (1) riot: «protests in Minneapolis devolved into chaos»; «many individuals used this as an opportunity to damage property, destroy businesses, commit robbery, fire shots and steal property for their personal gain»; «the looting»; 2) confrontation: « protesters…violently clashed with riot police» «the protests grew more confrontational»; «left- and right-wing activists clashed this weekend»; 3) spectacle: «it felt as if the entire city had emptied into downtown as lines of protesters snaked their way through side streets while others converged in nearby parks»; «the atmosphere on Saturday was more like that of a street fair or a music festival…masks emblazoned with “I can’t breathe” were on sale along with Black Lives Matter T-shirts»; «marchers on 16th Street did a coordinated dance, “the wobble,” as the rapper V.I.C. blared through speakers»), ведущим способом оказался именно «debate» («residents have continuously taken to the streets to demand substantive police reform»; «Black Lives Matter Louisville also is seeking to harness protesters’ energy toward redirecting funding from the police department and corrections system to community services»; «they are urging residents to call and email council members to press them to reallocate money to social programs»). В ходе анализа было выявлено два фрейма, формулирующих ценностные модели [Лукьянова, Толочин 2019], на которые опирались СМИ при формировании представления о протестах. Основным фреймом выступал «civil protest», где взаимодействие между социальным акторами происходит по модели, принятой в условиях современной представительной демократии, при которой согласно первой поправке к Конституции, группы граждан имеют законное право поднять волнующие их вопросы и/или выразить протест, обратившись к властям с рядом требований. В таком случае типичными действиями для акторов protestors/demonstrators являются to peacefully demonstrate, to hold rallies, call for, demand, ask for, be heard, bring change, etc., для акторов governments/officials - to listen to, to change, to take steps, to reform. Существительные protest, demonstrations, rally в отобранных статьях стабильно коллоцируют с прилагательным peaceful. Среди лексических маркеров, обеспечивающих протестам положительную оценочность за счет культурной параллели с движением за гражданские права 1960-х: «The new civil rights movement», «The Summer of Love», «Martin Luther King Jr.», «Martin Luther King III». В случае описания нарушений общественного порядка на протестах противозаконные действия (break the law, attack our officers and make our community unsafe) приписываются акторам-нарушителям, имеющим лишь опосредованное отношение к движению: some demonstrators engaging in violence, instigators of violence, extremists, criminals. Подобные действия помещаются во фрейм, который можно обозначить как «public safety». В рамках фрейма типичными действиями для акторов police/officers выступают to make arrests, take into custody, keep safe.
Таким образом, нарратив, продвигаемый американскими изданиями, строился с помощью двух фреймов, ценностных моделей-матриц, и заключался в том, чтобы донести до аудитории цели движения, но не допустить превращения протестов в массовые беспорядки.
Boyle, M. P., McLeod, D. M., & Armstrong, C. L. (2012). Adherence to the protest paradigm: The influence of protest goals and tactics on news coverage in U.S. and international newspapers. International Journal of Press/Politics, 17(2), 127–144.
Brown, D. K., & Harlow, S. (2019). Protests, Media Coverage, and a Hierarchy of Social Struggle. The International Journal of Press/Politics, 24(4), 508–530. Лукьянова Е. А., Толочин И. В. Ценностные суждения и смысловая организация общественно-политической дискуссии // Ценностная картина мира англоязычного социума. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. С. 68–83.