Поэтика сломанного: деформация телесности и сломанные вещи в творчестве В. Набокова / The Poetics of the Broken: The Deformation of Corporeality and Broken Things in Nabokov's Work
Екатерина Геннадьевна Николаева
Докладчик
доцент
Новосибирский государственный педагогический университет
Новосибирский государственный педагогический университет
214
2023-03-17
17:00 -
17:20
Ключевые слова, аннотация
Набоков; деформация; телесность; деталь; метатекстуальность.
Изображение телесных деформаций и бракованных вещей встречается в поэтике Гоголя, Достоевского, Некрасова, Чехова, Набокова. Творчество последнего в этом отношении интересно тем, что с одной стороны, крайне негативное отношение к «жестокому таланту» Достоевского, у которого мотивы сломанного, разрушенного, деформированного обильно представлены, должно было сказаться на желании писателя двигаться в противоположном направлении, а с другой — изображение деструкций у Набокова оказывается парадоксально не менее частотным. В докладе предпринимается попытка проследить специфику этих деформаций, касающейся телесности героев, вещей и пространства. В частности прослеживается несколько тенденций: телесные деструкции, часто связанные с изображением сломанного человека-автомата (манекена) в целом уступают в количественном отношении изображению сломанных вещей; бракованные вещи связаны как с мотивом памяти.
Изображение телесных деформаций и бракованных вещей встречается в поэтике Гоголя, Достоевского, Некрасова, Чехова, Набокова. Творчество последнего в этом отношении интересно тем, что с одной стороны, крайне негативное отношение к «жестокому таланту» Достоевского, у которого мотивы сломанного, разрушенного, деформированного обильно представлены, должно было сказаться на желании писателя двигаться в противоположном направлении, а с другой — изображение деструкций у Набокова оказывается парадоксально не менее частотным. В докладе предпринимается попытка проследить специфику этих деформаций, касающейся телесности героев, вещей и пространства. В частности прослеживается несколько тенденций: телесные деструкции, часто связанные с изображением сломанного человека-автомата (манекена) в целом уступают в количественном отношении изображению сломанных вещей; бракованные вещи связаны как с мотивом памяти.
Тезисы
Деструкция
телесности и сломанные вещи представлены у Набокова в поэтических текстах
(«Кубы», «Ночные бабочки», «Я думаю о ней, о девочке, о дальней…»), пьесах («Полюс»),
в рассказах («Удар крыла», «Катастрофа» и др.) и романах («Защита Лужина»,
«Подвиг», «Отчаяние», «Просвечивающие предметы» и др.).
В
раннем творчестве писателя интересует «точка встречи» инобытия и земного мира
(при совпадении с двоемирием символистов, природа этого двоемирия иная [Александров
2017]). Эта «встреча» оказывается драматичной. Так, в стихотворении «Кубы» она
происходит в деформированном пространстве города (Ночь. Друг на друга дома
углами // валятся. Перешиблены тени. // Фонарь — сломанное пламя), но искажено
и пространство дома («В комнате деревянный ветер косит // мебель. Зеркалу
удержать трудно // стол, апельсины на подносе»). Привычные законы мира
перестают работать. Деструкции подвергнуты и герои стихотворения («И лицо мое
изумрудно», «Ты — в черном платье, полет, поэма // черных углов в этом мире
пестром. // Упираешься, траурная теорема, // в потолок коленом острым»).
Картина искаженного мира («В этом мире страшном, не нашем, Боже») возникает из
«опечаток» — слово творца искажено «наборщиками» («буквы жизни и целые строки
// наборщики переставили»). Платоновская идея эйдектического мира и его искажения
в «дурных» копиях, характерная в целом для творчества модернистов (прежде
всего, символистов), очевидно, находит отражение и в этом стихотворении
Набокова, но специфически преломляясь сквозь тютчевскую максиму — «мысль
изреченная есть ложь». Призыв героя «сложим крылья, мой ангел высокий»
демонстрирует невозможность полета, неискаженного высказывания для обоих. В
рассказе «Удар крыла», где вновь появляется мотив зеркала как границы миров,
единство героя с ангелом уже отменено: герой не может справиться с присутствием
инобытия в своей жизни и прячет ангела в шкаф, ломая ему крыло («Керн, спеша,
поволок его к шкафу, откинул зеркальную дверь, стал вталкивать, втискивать
крылья в скрипучую глубину. Он хватался за ребра их, старался согнуть их,
вдавить. <…> Наконец, он крепко двинул дверью. В тот же миг изнутри
вырвался раздирающий и нестерпимый вопль — вопль зверя, раздавленного колесом.
Ах, он ему прищемил крыло»).
Эта
деформация влечет за собой катастрофу — гибель Изабель, которая уподоблена в
рассказе Икару — мифологическому герою, дерзнувшему преодолеть земное
притяжение и уподобиться богам (характерна номинация «летучая Изабель»): «С
легким свистом она скользнула по трамплину, взлетела, повисла в воздухе — распятая. А затем... <…> на полном лету судорожно скорчилась и камнем
упала…». Показательно, что и здесь катастрофа (« – Не понимаю... Грудная клетка
проломана...») передана через читаемые героем строки: «Ясно, как будто крупным
почерком написанное, встало перед ним: месть, удар крыла». Довольно явные лермонтовские
реминисценции (демон и Тамара), безусловно, у Набокова приобретают
дополнительные обертоны. Месть ангела герою связана не с соперничеством в
любви, а с неготовностью героя принять «контакт» с ангелом, страх, который
делает невозможным творческую реализацию: текст письма (рассказа) не
складывается: «“Мой милый друг. Вот мое последнее письмо. <…> Он,
вероятно, живет на вершине, где ловит горных орлов и питается их мясом...ˮ.
Спохватился, резко вычеркнул, взял другой лист. <…> “Мой милый друг, –
быстро писал Керн, – она искала незабываемых прикосновений, и вот теперь у нее
родится крылатый зверек...ˮ А... Черт! Скомкал лист».
Полет
как преодоление земного притяжения у Набокова часто связан с творческим даром
[Николаева 2019]. Поэтому при изображении летающих существ акцентируется
внимание на сохранении или, напротив, деструкции крыльев («сломались крылышки»
(«Ночные бабочки»), с трудом летящая бабочка с бумажными крыльями
(«Просвечивающие предметы»)) .
Телесная
деформация нередко возникает в результате катастрофы, будь то прыжок с
трамплина («Удар крыла») или автомобильная авария («Марк лежал забинтованный,
исковерканный, лампа не качалась больше. Знакомый усатый толстяк, доктор в
белом балахоне, растерянно урча, заглядывал ему в зрачки» («Катастрофа»).
Ломка, деформация тела словно бы говорит о переходе тела в момент смерти в
разряд вещей, отсюда — страх быть овеществленным («Ай, сломаешь!» («Подвиг»)).
Но герои, наделенные даром (героическим, творческим и др.) «выпадают» в иное
пространство, где «поломка», смерть отменяются («Защита Лужина», «Приглашение
на казнь», «Подвиг») [Стрельникова 2015].
Герои, лишенные духовности, герои-марионетки отмечены признаками
деформированной телесности («гротескного вида вдова», «задастая Грета» («Облако,
озеро, башня»), зооморфности (зоологические образы в «Отчаянии»), прямых
указаний на автоматизм, марионеточность («Король, дама, валет», «Приглашение на
казнь», «Защита Лужина»).
Сломанные,
деформированные вещи часто связаны с мотивом памяти (сломанная трубка, подарок
Марты, который хранит Драер («Король, дама, валет»), сломанное весло в комнате
студента-спортсмена («Подвиг»). Но сломанные предметы могут вызывать страх
(Герман убеждает себя, что не боится их: «как не боюсь сломанных вещей, чего их
бояться!» («Отчаяние»)). И этот страх может быть связан с тем, что любое
творение рано или поздно распадается на атомы, из которых будет состоять новое
существо или вещь.
Литература:
1. Александров В. Е. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика. М.: Алетейя, 2017. 314 с.
2. Николаева Е. Г. Герой-сомнамбула в романе В. В. Набокова «Просвечивающие пред- меты» // Научный диалог. – 2019. — № 3. — С. 176–191. DOI: 10.24224/2227-1295-2019-3-176-191.
3. Стрельникова Л. Ю. Роман В. В. Набокова «Защита Лужина» как игровая модель шахматной гиперреальности // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/roman-v-v-nabokova-zaschita-luzhina-kak-igrovaya-model-shahmatnoy-... (дата обращения: 10.01.2023).
Литература:
1. Александров В. Е. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика. М.: Алетейя, 2017. 314 с.
2. Николаева Е. Г. Герой-сомнамбула в романе В. В. Набокова «Просвечивающие пред- меты» // Научный диалог. – 2019. — № 3. — С. 176–191. DOI: 10.24224/2227-1295-2019-3-176-191.
3. Стрельникова Л. Ю. Роман В. В. Набокова «Защита Лужина» как игровая модель шахматной гиперреальности // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/roman-v-v-nabokova-zaschita-luzhina-kak-igrovaya-model-shahmatnoy-... (дата обращения: 10.01.2023).