LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Таскание свекрови в баню: тактики и стратегии свадебного ряжения

Софья Олеговна Куприянова
Докладчик
научный сотрудник
Пропповский центр

188
2023-03-16
11:00 - 11:30

Ключевые слова, аннотация

На второй день свадьбы гости таскали свекровь в баню на санях, где ее "мыли" сажей. Невестка (молодка) должна была отмыть свою свекровь. В свадебном ряжении проявляются разные чувства участников: от непонимания происходящего и замешательства до всеобщего веселья. В зависимости от того, какую роль принимает на себя свекровь, свадебная игра может иметь различные интерпретации. Свекровь может быть втянута в эту коммуникацию принудительно, или же занять позицию, когда она берет на себя роль того, кто определяет порядок социального взаимодействия и вводит в замешательство других.

Свадьба; ряжение

Тезисы

Рассказы о том, что свекровь «таскали в баню» на второй день свадьбы были записаны в Лешуконском и Мезенском районах Архангельской области. Во время свадебного застолья, которое происходило в доме невесты, гости хватали свекровь, валили ее на сани и тащили в баню, где мазали сажей. Молодая невестка должна была отмыть свою свекровь. Такова общая схема свадебного ряжения. 
Сложно судить о глубине этого обряда. С одной стороны, рассказы о таскании свекрови в основном записаны от женщин 1930-х годов рождения и позже, речь идет об их свадьбах, которые были в 1950-е годы и позже. Наша собеседница из с. Койнас, 1927 г. р. в деталях помнит свадьбу своей старшей сводной сестры, которую она наблюдала, когда ей было шесть лет, то есть речь идет о свадьбе, которая была в начале 1930-х годов. По ее воспоминаниям, таскания свекрови не было. Однако свекровь стали таскать в 1980-е, когда она вновь вернулась в с. Койнас после долгого отсутствия. Также она наблюдала эту свадебную игру, будучи в Крыму. 
С другой стороны, на близкой к нашим территориям Карелии был зафиксирован обряд бани для свекрови. Л. И. Иванова в книге «Карельская баня» приводит отрывок из публикации, записанный в конце XIX века в Олонецкой губернии [Иванова 2016: 75]. Судя по приведенному свидетельству, невестка должна вымыть свекровь, предложить ей в качестве подарка новую одежду, в которую свекровь одевается после бани. Отметим, что речь идет о тесном телесном взаимодействии, происходящем между женщинами, которые практически не знакомы и только вступают в новые отношения, которые пока еще не определены. Записи обряда, свидетельствующие о том, что это был посвятительный ритуал для свекрови и невестки зафиксированы и в изданиях «Русская свадьба Заонежья: конец XIX — начало XX в.» [Кузнецова, Логинов 2001: 251] и «Крестьянское искусство СССР. Искусство Севера» [Крестьянское искусство СССР 1928: 143]. 
И. Гофман, применяя театральный подход в рассмотрении социальных взаимодействий, выделяет несколько групп, действующих в процессе коммуникации. Это индивид, конкретный участник, публика, аудитория, наблюдатели и соучастники [Гофман 2000: 47]. В нашем случае можно выделить свекровь и невестку, как основных участников; гостей, которые тащат свекровь в баню, пачкают ее сажей, а также наблюдателей, которыми в данном случае оказывается все жители деревни, а не только гости, приглашенные на свадьбу. Как пишет И. Гофман, «Независимо от конкретной цели, присутствующей в сознании индивида, и от мотивов постановки этой цели, в его (индивида) интересы входит контролирование поведения других, особенно их ответной реакции на его действия» [Гофман 2000: 35]. Наши материалы показывают, что существуют различные стратегии и тактики в ситуации публичного ритуального унижения, которому подвергается свекровь. И. Гофман отмечает, что для формирования и интерпретации ситуации всеми ее участниками особенно важным оказывается первое впечатление, которое производит индивид. В зависимости от того, какую роль принимает на себя свекровь, она может оказаться как в ситуации замешательства и непонимания, или же заранее согласившись со своей ролью, занять позицию того, кто вводит в замешательство других.
Женщина из д. Засулье (Лешуконский район Архангельской области) на вопрос собирателей о свадебном ряжении, рассказала о том, как она наблюдала его впервые на своей свадьбе и о том, как она сама была в роли свекрови на свадьбе сына. Зная, что таскания в баню не избежать, она занимает позицию, когда она первой начинает игровое взаимодействие. Во-первых, она готовится заранее, готовит себе одежду, в которой ее потащат в баню. В своей речи, описывая свадебную игру, она использует глаголы активного залога. Она сама мажется сажей, и далее купается в озере под всеобщий смех. В данном случае позиция активного участника и инициатора игры, позволяет ей вводить в замешательство других, и самой получать удовольствие от игры. Такую же стратегию — ввести других в замешательство использует и другая жительница д. Засулье. Как рассказала ее невестка, приехавшая из другой деревни, и незнакомая с обрядом, она испытала удивление и шок, видя, как свекровь неожиданно начала тереться об углы, когда все гости сидели за свадебным столом.
Отметим, что не далеко не всегда участники знают, что именно будет происходить: речь идет и свекровях, для которых это может быть неожиданностью, и о невестках, которые также оказываются незнакомы с этим обрядом.

Иванова Л. И. Карельская баня: обряды, верования, народная медицина и духи-хозяева. М., 2016.
Крестьянское искусство СССР. Искусство Севера. Т. 2. Л., 1928.
Кузнецова В. П., Логинов К. К. Русская свадьба Заонежья: конец XIX–начало XX в. Петрозаводск, 2001.
Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000.