LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

„Leipziger Taschenbuch für Frauenzimmer zum Nutzen und Vergnügen“ как образец женского журнала 18 века

Лилия Федоровна Бирр-Цуркан
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

212
2023-03-15
18:00 - 18:20

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: женский журнал; этикет; имена собственные; имена вещественные; топонимы Краткая аннотация: В докладе рассматриваются основные типообразующие признаки ежегодника „Leipziger Taschenbuch für Frauenzimmer zum Nutzen und Vergnügen“ с 1784 по 1799 годы как женского журнала: характер аудитории, характер информации, целевое назначение. Кроме того, рассматриваются особенности композиционного (наличие строго выделяемых рубрик, расширяющихся от номера к номеру) и языкового оформления регулярных рубрик ежегодника (прежде всего особенности используемой лексики, а также особенности этикета, нашедшие отражение в опубликованной переписке Charlottens und Emiliens ländlicher Briefwechsel). 

Тезисы

В докладе рассматриваются основные типообразующие признаки ежегодника „Leipziger Taschenbuch für Frauenzimmer zum Nutzen und Vergnügen“ с 1784 по 1799 гг. как женского журнала: характер аудитории, характер информации, целевое назначение. Кроме того, рассматриваются особенности композиционного (наличие строго выделяемых рубрик, расширяющихся от номера к номеру) и языкового оформления регулярных рубрик ежегодника (прежде всего особенности используемой лексики, а также особенности этикета, нашедшие отражение в опубликованной переписке Charlottens und Emiliens ländlicher Briefwechsel). Тезисы В историческом процессе формирования немецкой женщины немаловажную роль играла женская пресса. Хотя одним из первых немецких журналов, обращенных к женщинам, считается журнал "Die vernünftigen Tadlerinnen" (Разумные критики) 1725-1726 гг., издателями которого были супруги Готшеды (Johann Christoph Gottsched и Louise Gottsched), понятие женский журнал ("Frauenzeitschrift" или "Frauenzeitung") стали использовать лишь к концу 18 в. Примером этого может послужить ежегодник „Leipziger Taschenbuch für Frauenzimmer zum Nutzen und Vergnügen“ (Лейпцигский альманах для женщин на пользу и ради удовольствия). Имеющийся корпус охватывает издания этого журнала с 1784 по 1799 гг. Уникальность журналов, имеющих в качестве целевой группы определенную категорию читателей, заключается в том, что появление каждого из них явлется свидетельством зрелости соответсвующей социальной группы. При отсутствии спроса — а, значит, и потребности — такие журналы не возникали бы. Таким образом, появление женской прессы свидетельствует о качественном росте общества: изменении в социальном положении женщины, ее образования и интересов. Выбранный для изучения еженедельник полностью отвечает определению, предложенному Е.Ю. Коломейцевой: «Женский журнал — это печатное периодическое издание, обладающее всеми типологическими характеристиками журнального издания; и имеющее специфические особенности в целевом назначении, предметно-тематическом наполнении, художественно-графическом оформлении, жанровой структуре, обусловленные ориентацией на женскую читательскую аудиторию. Он содержит разноплановую информацию, призванную удовлетворять интересы данной целевой аудитории во всех сферах общественной и частной жизни» [Коломейцева 2008: 9]. В докладе рассматриваются основные черты ежегодника как женского журнала. Специфика целевого назначения находит отражение, прежде всего, в подборе тематики. При этом издатели стараются «держать руку на пульсе», можно проследить выделение в самостоятельные рубрики того содержания, которое было изначально лишь частью иной рубрики (так, например, в первых номерах журнала в рамках „Vorschlag und erster Versuch über die Frauenzimmerkleider“ подпунктом выводится „Die Toilette“, а в последующих номерах это уже самостоятельная рубрика). Тематика рубрик ежегодника свидетельствует о том, что издатели были очень далеки от получившего 100 лет спустя выражения о трех К (Kinder, Küche, Kirche – дети, кухня, церковь) или в некоторых модификациях четырех К (с добавление Kleider — платья), которые должны были отражать основные ценности немецкой женщины: кроме глав, посвященных историческим деятелям, подбоке стихов, коротких рассказов и т.п. ежегодник содержит такие рубрики, как Naturgeschichte (естествознание), Staaten- und Völkergeschichte (история государств и народов), Ökonomische Hefte (экономические тетради), Wirtschaftliche Vademecum (хозяйственный вадемекум)[1] и т.д. В докладе рассматриваются основные рубрики ежегодника, особенности их композиционного и языкового оформления. В области лексики ссобое внимание уделяется именам вещественным (рубрика Naturgeschichte содержит такие статьи как Der Kaffee (кофе), Der Zucker (сахар), Der Thee (чай), Die Baumwolle (хлопок) и т.д.), зоонимам (в той же рубрике: Die Stubenfliege (муха комнатная), Der Haushahn und die Henne (домашний петух и курица), Die Gans (гусь), Die Ente (утка) и т.д.), фитонимам (в той же рубрике: Kartoffel (картофель)), именам собственным, а именно антропонимам (отдельные рубрики, посвященные историческим личностям, а также рубрика Staaten und Völkergeschichte: Joseph II., Katharina II. и т.д.), опонимике (рубрика Staaten und Völkergeschichte: Spanien (Испания), Portugal (Португалия), Die Grönländer (Гренландия), Die Niederländer (Нидерланды) и т.д.). Опубликованная в номерах журнала переписка Charlottens und Emiliens ländlicher Briefwechsel (сельская переписка Шарлотты и Эмилии) позволяет проанализировать композиционные и этикетные особенности, характерные для личной переписки второй половины 18 века: наличие или остутствие заголовка письма, указания даты и места написания, подписи, использвание обращений, дихотомия Du/Sie (ты/Вы). Использование обращений, дихотомии Du/Sie, различных форм побуждения можно проследить и в других рубриках, в которых издатели обращаются непосредственно к своей аудитории. Например, в рубрике Diätetick (диететика, диетология), посвященной здоровому питанию и уходом за больными: Und welche bange Gefühle ergreifen mich, meine Leserinnen! Indem ich diese Zeichnung noch einmal ansehe (И какой же страх охватывает меня, мои читательницы, когда я смотрю еще раз на этот рисунок), или через несколько страниц в диалоге с читательницами, предваряющем новую рубрику Die Toilette: Du, die du nicht Stärke genug in dir empfindest (Ты, которая не ощущаешь в себе достаточно силы).
Литература:
1. Коломейцева Е.Ю. Формирование женского универсального журнала в отечественной журналистике xviii - xx веков: история развития и типологические особенности. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора филологических наук, Издательство Кубанского Государственного университета. Краснодар. 2008. 46 с.
[1] Ein Vademecum ist ein Heft oder handliches, kleinformatiges Buch, das als nützlicher Begleiter bei der Berufsausübung, auf Reisen oder in sonstigen Lebenslagen am Körper in einer Tasche mitgeführt werden kann.