Ассоциативное поле концепта «Видеоигра»: основные лексические репрезентации на идеографической карте
Ирина Константиновна Мухина
Докладчик
доцент
Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина
Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина
204
2023-03-16
18:20 -
18:40
Ключевые слова, аннотация
Концепт; структура концепта; ассоциации;
лексические репрезентации; идеографическая карта.
Тезисы
В лингвистике распространена полевая
модель построения концепта, согласно которой каждый концепт состоит из сфер
различной степени удаленности от его ядра. Одним из способов ее формирования
является ассоциативный эксперимент. Целью исследования является выявление
структуры концепта «Видеоигра» и его значимых когнитивных признаков, представленных,
согласно концепции Л. Г. Бабенко [Бабенко 2010], в ядерной и приядерной зонах
концепта, на основе данных ассоциативного эксперимента и результатов
идеографического анализа ассоциатов.
Свободный ассоциативный эксперимент
проводился посредством сервиса Google (Google Forms
/ Гугл-форма). Анкета для проведения эксперимента состояла из двух частей: вопросов,
дающих общее представление о респонденте (возраст, пол, тип занятости,
образование, специализация, место проживания); вопросы, непосредственно
выявляющие ассоциативные реакции на стимул «Видеоигра» (например, напишите 3–6 первых
пришедших Вам в голову ассоциаций к слову «Видеоигра»). В психо-лингвистическом
эксперименте принял участие 121 респондент в возрасте от 15 до 71 года, при
этом подавляющее большинство опрошенных — это молодые люди; всего на лексему «Видеоигра» были даны 432 реакций.
Идеографический
анализ показал, что полученные в ходе эксперимента реакции можно распределить
по различным денотативно-идеографическим группам. Проанализировав исходные данные, можно утверждать, что по
количественному признаку в концепте «Видеоигра» ассоциации, связанные с игрой
как развлекающим времяпрепровождением, доставляющим удовольствие, составляют ЯДРО
КОНЦЕПТА «Видеоигра».
Доминирует
денотативно-идеографическая группа «Развлечения, увлечения и отдых» (126
ЛСВ): ассоциаты,
связанные с развлечениями (26 ЛСВ): развлечение
19 [цифра после слова-реакции указывает на количество полученных ассоциаций], приключение
2, адреналин, вечеринка, интрига, отвлечение,
хорошо проведенное время; ассоциаты,
связанные с игрой как занятием, всецело поглощающим игрока, а также с его навыками
(7 ЛСВ): хобби 3, навык 3, интерес; ассоциаты,
связанные с игрой как свободным от работы временем (6 ЛСВ): отдых 3, релакс (от
англ. to relax – отдыхать), расслабление, отдыхать; ассоциаты,
связанные с проведением свободного времени за игрой (5 ЛСВ): времяпровождение 2, досуг 2,
времяпрепровождение.
Вторая по численности денотативно-идеографическая
группа реакций в ядре ассоциативного поля концепта «Видеоигра» — ассоциаты, связанные со сферой компьютерных
игр (82 ЛСВ): названия компьютерных игр (36 ЛСВ): кс 3, симс 2, гта 2, ведьмак 2, варкрафт 2, LoL 2, фифа, сиесджо, салифейс, раст, мморпг, метро, мафия, лара крофт,
контер страйк, кал оф дьюти, далматинец (моя первая игра), аутласт, zero sum, valorant, tarkov, sims 3, Pegasus, red dead, mk 11, halo, fallout, dragon age, cs:go; игровые жанры (31 ЛСВ): стрелялки 4,
стрелялка 3, RPG 3, FPS 3, шутер2, гонки 2, MOBA 2, экшн, шутеры, ходилка,
рпг, квест, дэзматч, гоночная, rts, role playing games, mmo, first person shooter, стратегическая; номинации игроков
(6 ЛСВ): геймер 2, задрот, стример,
ливер, летсплейшики; элементы видеоигр (4 ЛСВ): катсцена, катка, интерактив,
k/d; действия в
игре (3 ЛСВ): сохранить, сохранение, пассаж;
обозначение онлайн-сервисов цифрового распространения компьютерных игр (2 ЛСВ):
близзард, steam.
К ПРИЯДЕРНОЙ
ЗОНЕ концепта «Видеоигра» принадлежат ассоциации, связанные с техникой и
технологиями и относящиеся к одноименной денотативно-идеографическая
группе (109 ЛСВ): технические
электронные устройства (91 ЛСВ): компьютер
25, джойстик 10, приставка 9, Playstation 5, PC 5, консоль 4, телевизор 3, наушники 3, PS4 3, плойка
2, плейстейшн 2, клавиатура 2, геймпад 2, телефон, тв, процессор, пк, монитор,
компьютерная, комп, игровая приставка, игровая консоль, монитор, диск,
гарнитура, ps, play station, Nintendo, Gameboy; игровые аксессуары (1 ЛСВ): коврик; общие понятиями сферы компьютерных технологий (17 ЛСВ): FPS 3, графика,
пиксель, технология, стриминг, сглаживания, сглаживание, скорость обновления
монитора, скорость, системные требования, разрешение, качество графики, кадры,
бит, twitch.
Анализ
показал, что самые важные и существенные представления образуют ядро
концепта: видеоигра — это игра (компьютерная игра) с использованием
визуального интерфейса, служащая для отдыха, развлечения, увеселения, получения
новых знаний, заполнения досуга и эстетического наслаждения ее участников и
зрителей, основывающаяся на взаимодействии человека и электронного устройства.
К приядерной зоне концепта относятся ассоциации, связанные с техникой
и технологиями, что объясняется самим способом осуществления данной игровой
деятельности. Наиболее частотными ассоциациями на стимул «Видеоигра»
стали реакции компьютер
25, развлечение 19, джойстик 10, приставка 9, графика 9. При этом наиболее количественно представленными в сознании носителей языка являются
названия технических электронных
устройств (91 ЛСВ) и ассоциаты,
связанные с компьютерными играми (82 ЛСВ). Это дает основание утверждать
о том, что у каждого респондента стимул видеоигра связан с определенной,
любимой игрой. Таким образом, у молодых людей концепт «Видеоигра» преимущественно
ассоциируется с развлечением и отдыхом, это объясняется тем, что благодаря видеоиграм молодые люди восстанавливают
силы после работы и учебы, при этом получая удовольствие от самого процесса
игры.
Литература:
Бабенко Л.Г. Предисловие // Концептосфера русского языка: ключевые концепты и их репрезентации (на материале лексики, фразеологии и паремиологии): проспект словаря / под общ. ред. проф. Л. Г. Бабенко. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2010. С. 3–20.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00352 «Свод лексики как идеографическая карта мира: Универсальный словарь-тезаурус русского языка»,
Литература:
Бабенко Л.Г. Предисловие // Концептосфера русского языка: ключевые концепты и их репрезентации (на материале лексики, фразеологии и паремиологии): проспект словаря / под общ. ред. проф. Л. Г. Бабенко. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2010. С. 3–20.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00352 «Свод лексики как идеографическая карта мира: Универсальный словарь-тезаурус русского языка»,
https://rscf.ru/project/22-18-00352/
.