LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Sentimental canon in the Russian documentary travelogue of the early 19th century: forms of author's self-expression Сентиментальный канон в русском документальном травелоге начала 19 века: формы авторского самовыражения

Наталья Владимировна Константинова
Докладчик
заведующий отделом
Новосибирский государственный педагогический университет

онлайн 188
2023-03-17
12:00 - 12:20

Ключевые слова, аннотация

Keywords: sentimentalism; canon; travelogue; author
The report will focus on the specifics of the forms of the author's presence in the text of the documentary travelogue against the background of the historical and literary process of the XIX century, taking into account its main stages, noting the correlation of literary and non-literary forms of the genre in the aspect of the author's problem.

Ключевые слова: сентиментализм; канон; травелог; автор
В докладе речь пойдет о специфике форм авторского присутствия в тексте документального травелога на фоне историко-литературного процесса XIX века, учитывая его основные этапы, отмечая корреляцию литературных и нелитературных форм жанра в аспекте проблемы автора.

Тезисы

По общепринятому мнению, своеобразной «точкой отсчета», в развитии жанра путешествия в начале XIX в. стали «Письма…» Н. М. Карамзина, сформировавшие своего рода «канон путешествия». Еще Т. Роболи, исследуя жанр «путешествия» в литературе конца XVIII в., выделяет в русских путешествиях две ориентации («стерновскую» и «типа Дюпати») и относит текст Карамзина к «гибридному типу», в котором «этнографический, исторический и географический материал перемешан со сценками, рассуждениями, лирическими отступлениями и проч.» [Роболи 1926: 50]. В дальнейшем, развивая эту мысль, Ю. М. Лотман и Б. А. Успенский акцентируют внимание на новаторских особенностях произведения Карамзина, существенно изменивших развитие травелога в XIX в. [Лотман, Успенский 1987]. В первую очередь, к таковым будут отнесены следующие характеристики: имитация нелитературности, указание на любительский характер записок, разрушение шаблонов традиционной путевой прозы, разделяющей ее на типы (научное путешествие и литературное), создание особой — «смешанной» — разновидности дискурса травелога, в которой соединяется документальное и художественное, стремление убедить читателя в спонтанной фиксации увиденного, выдвижение авторского Я на первый план, биографический автор имеет своего двойника в повествовании, смещение акцента с события путешествия на субъекта, имитация автобиографизма повествования, игра авторскими масками, использование формы писем, обращение к друзьям, выделение фигуры читателя, стремление побудить его к самопознанию, обозначение основной задачи травелога как исповеди «чувствующего сердца» и т.д. Выделенные особенности произведения Н. М. Карамзина фактически становятся своеобразным «сентиментальным каноном» литературы путешествий в начале XIX в. Следует отметить, что, как правило, при изучении влияния «Писем» Н. М. Карамзина на развитие жанра травелога объектом исследования становятся литературные произведения. Новизной нашего подхода является, в первую очередь, выбор иного материала — документальных травелогов, что позволяет в большей степени актуализировать проблему авторского присутствия в тексте. Указанный аспект является актуальным в современном литературоведении, акцентирует внимание не только на изменении привычной жанровой модели повествования в тексте о путешествии, но и раскрывает новые задачи травелога в историко-литературном процессе начала XIX в. Опираясь на современные исследования документальных травелогов [Шенле 2004; Милюгина, Строганов 2013; Мамуркина 2013], в нашем докладе приходим к выводу о том, что «Письма…» Карамзина в определенной степени порождают неизбежную дистанцию между биографическим автором и субъектом повествования в тексте о путешествии, независимо от его типа, как в документальном, так и в литературном. Это позволяет утверждать, что в XIX в. уже невозможно было встретить травелога собственно документального (в понимании традиции XVIII века). Из этого следует, что так или иначе любой документальный текст, созданный в жанре травелога, в этот период испытывает на себе влияние карамзинской традиции («сентиментального канона»), которая обнаруживается в большей степени на уровне «выраженности» авторской установки на субъективное описание самого события путешествия. Объектом настоящего исследования являются 3 произведения о путешествии, в которых представлены разные варианты воплощения «сентиментального канона» в аспекте проблемы автора.  «Письма русского офицера» Ф.Н. Глинки, начатые им за несколько лет до 1812 г. и законченные зарисовками Парижа в 1814 г., позволяют
проследить процесс преображения «чувствительного путешественника» в документалиста, историка, описать смену авторской формы самовыражения в контексте изменения сознания пишущего субъекта под влиянием исторических событий (на фоне изменения национального самосознания). «Записки морского офицера в продолжение кампании на Средиземном море под начальством Д. Н. Сенявина, от 1805 по 1810 годов» В. Б. Броневского представляют иной тип формы авторского самовыражения: осознанное стремление биографического автора к подлинности, документальности, объективности, намеренно подробное описание событий сочетается в тексте с субъективностью, желанием выразить свои собственные переживания, мысли и чувства, угодить читателям и «описать себя». На уровне организации повествовательной структуры текста постепенно начинает доминировать точка зрения литератора, а не документалиста. Своеобразным вариантом записок В. Б. Броневского становятся «Воспоминания на флоте Павла Свиньина», опубликованные П. П. Свиньиным в журнале «Сын Отечества». Более того, саморефлексия автора документального травелога проявляется наиболее наглядно в неожиданном споре В. Б. Броневского с П. П. Свиньиным. На страницах журнала «Сын отечества» в 1818 г. читатели наблюдают внезапную борьбу за авторство травелога. В процессе этой полемики и раскрываются индивидуальные авторские установки, позволяющие оценить как степень влияния «сентиментального канона» на организацию структуры повествования, так и выявить формы авторского самовыражения.
Литература:
1. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина и их место в русской культуре // Карамзин Н.М. «Письма русского путешественника» Л., 1987. С. 582606.
2. Милюгина Е. Г., Строганов М. В. Русская культура в зеркале путешествий: монография. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2013.
3. Шенле А. Подлинность и вымысел в авторском самосознании русской литературы путешествий 17901840. СПб.: Академический проект, 2004.
4. Мамуркина О. В. Жанровые традиции документальной путевой прозы в литературе конца XVIII- начала XIX века // Пушкинские чтения. Вып. XVIII. 2013. С. 1317.