Топос девиантной феминности в романах Ч. Диккенса и Ф.М. Достоевского
Цзяфу Хэ
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
214
2023-03-15
18:00 -
18:15
Ключевые слова, аннотация
Аннотация: Доклад посвящен сопоставительному анализу
«девиантных» женских персонажей романов Ч. Диккенса и Ф.М. Достоевского.
Ключевые слова: Ч. Диккенс, Ф.М. Достоевский, сравнительное литературоведение, роман, женские образы в литературе.
Ключевые слова: Ч. Диккенс, Ф.М. Достоевский, сравнительное литературоведение, роман, женские образы в литературе.
Abstract: The report is devoted to a comparative analysis of "deviant" female characters in the novels by Ch. Dickens and F. M. Dostoevsky.
Key words: Ch. Dickens, F. M. Dostoevsky, comparative literature, novel, female images in literature.
Тезисы
Диккенс,
наряду с Бальзаком и Шиллером — идол молодого Достоевского и один из главных
ориентиров русского классика в построении собственных романных образов. Поиски
диккенсовских следов и отзвуков у Достоевского, начатые еще в 1920-е гг. Б. Г. Реизовым, продолжаются до сих пор, приводя к интересным
и подчас неожиданным находкам. В то же время, уже в 1970-м г. Т.И. Сильман
[Сильман 1970] отмечала запрограмированную узость подобного, «генетического» в
чистом виде подхода, обратив внимание на как на возможные претектсты также и
диккенсовских образов (и тогда Нелли, героиня «Униженных и оскорбленных» Ф.М.
Достоевского, оказывается
ориентированной не только на Нелл «Холодного дома» Ч. Диккенса, но и на
ее более ранний образчик — гётевскую Миньон), так и, в целом, на более широкий
литературный и культурный контекст, «питавший» воображение обоих близко
родственных авторов. Предпринимая сопоставительное исследование
ряда женских персонажей британского и русского классиков, мы будем исходить из
общего для них обоих социодискурсивного и литературного контекста — европейской
патриархатной культуры позднего XVIII–XIX вв. и типичного
для нее пассивного и жертвенного образа женственности, который в
концентрированном виде выразился в трактате Ж-Ж. Руссо «Эмиль, или О
воспитании» (1762). Описанный у Ж.-Ж. Руссо на примере Софи — «идеальной»
спутницы жизни героя-мужчины — паттерн женского поведения предполагает
сведенность женщины к социальной роли в семейном контексте (дочь, супруга,
мать), ее арбитрарность в поле общественного проявления и регламентированность
кода ее телесной репрезентации (одежда, жестикуляция, речевое поведение) в
социальном поле. У Диккенса представлен богатый ряд героинь, продолжающих линию
Софи: Эми Доррит («Крошка Доррит»), Эстер Саммерсон («Холодный дом»), Флоранс
Домби («Домби и сын»), Агнес Копперфильд («Дэвид Копперфильд»), — эти образы
принято интерпретировать в свете викторианского клише женщина как «ангел в
доме». Близки к данному типу (пусть и не идентичны ему, в силу своей большей
сложности) у Достоевского Дуня Раскольникова, мать протагониста в «Подростке»,
отчасти Соня Мармеладова. В центре нашего исследования стоят иные,
альтернативные литературные женские типы Диккенса и Достоевского, а именно — образы, отклоняющиеся от руссоистской модели (в построении личной биографии,
социальном поведении и телесной репрезентации). В исследованиях творчества
Диккенса такие женские типы получили название «монстров», в достоеведении
говорят об «инфернальницах», мы же будем называть их образами «девиантной
женственности». Сам топос девиантной (деструктивной,
субверсивной) феминности у Диккенса и Достоевского, его дискурсивные,
эстетические и литературные основания выступает предметом научного анализа. Его
объектом являются образы (фигуры) девиантной женственности, как они явлены,
соответственно, в трех зрелых романах Ч. Диккенса («Домби и сын», 1848;
«Холодный дом», 1852; «Большие надежды», 1860) и Ф.М. Достоевского
(«Преступление и наказание», 1866; «Идиот», 1869; «Братья Карамазовы», 1880),
которые выступают материалом исследования. Художественная репрезентация женских образов в
романах Диккенса достаточно хорошо и подробно изучена (см., например, работы К.
Бриггса [Briggs 2009] и Н. Макнайта [McKnight 2008]). Немало работ, особенно в
последние два десятилетия, посвящено и гендерной проблематике у Достоевского
(отметим здесь особенно обобщающий докторский труд Н.А. Макаричевой [Макаричева
2019]). Однако сопоставительного анализа девиантных женских персонажей обоих
авторов до сих пор проведено не было. Между тем «девиантные» женщины Диккенса и
Достоевского близки и могут быть сопоставлены как минимум в трех аспектах: 1) социальная или профессиональная реализация,
как правило, вне опоры на авторитетную мужественность; 2) альтернативный код общественного поведения,
опробование границ «нормальности» (инсценирование публичных скандалов); 3) девиантная репрезентация телесности — публичные истерики. На рассмотрении в указанных трех аспектах
соотносимых в рамках нашей проблематики героинь обозначенных выше романов Ч.
Диккенса и Ф.М. Достоевского мы и предполагаем сосредоточиться в своем
докладе, ориентируясь в качестве методологии как на традиционный
литературоведческий сопоставительный анализ, так и на гендерную теорию и
дискурсивный анализ.
Литература
1. Макаричева Н.А. Художественная гендерология в творческих исканиях Ф.М. Достоевского: автореф. дисс. … докт. филол.наук / Санкт-Петербургский государственный экономический университет. СПб., 2019.
2. Сильман Т.И. Диккенс: очерки творчества. Л.: Худож. литература, 1970.
3. Briggs K.J. How Dostoevsky Portrays Women in His Novels: A Feminist Analysis. Lewiston, N.Y.: Edwin Mellen Press, 2009.
4. McKnight N. Dickens and Gender. A Companion to Charles Dickens / ed. by D. Paroissien. Oxford: Blackwell Publishing, 2008. P. 186–198.
Литература
1. Макаричева Н.А. Художественная гендерология в творческих исканиях Ф.М. Достоевского: автореф. дисс. … докт. филол.наук / Санкт-Петербургский государственный экономический университет. СПб., 2019.
2. Сильман Т.И. Диккенс: очерки творчества. Л.: Худож. литература, 1970.
3. Briggs K.J. How Dostoevsky Portrays Women in His Novels: A Feminist Analysis. Lewiston, N.Y.: Edwin Mellen Press, 2009.
4. McKnight N. Dickens and Gender. A Companion to Charles Dickens / ed. by D. Paroissien. Oxford: Blackwell Publishing, 2008. P. 186–198.