LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Образ Санкт-Петербурга в языке городских СМИ

Анна Валентиновна Никифорова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

205
2023-03-14
16:15 - 16:30

Ключевые слова, аннотация

Городские СМИ; Образ Санкт-Петербурга; мониторинг СМИ; опрос
Saint Petersburg media; the image of Saint Petersburg; media monitoring; survey

В докладе представлен современный образ Санкт-Петербурга, составленный на основании изучения городских газет и журналов и результатов опроса, проведенного среди носителей русского языка и инофонов. Цель данного исследования  сравнить образ Санкт-Петербурга на страницах современных СМИ, ориентированных на разные возрастные группы, и стереотипное представление о городе, актуализированное в сознании русскоговорящих людей и иностранцев.
The report presents a modern image of St. Petersburg, compiled on the basis of a study of city newspapers and magazines and the results of a survey conducted among native speakers of Russian and foreign speakers. The purpose of this study is to compare the image of St. Petersburg on the pages of modern media focused on different age groups, and the stereotypical idea of the city, actualized in the minds of Russians).

Тезисы

На сегодняшний день СМИ настолько прочно вошли в жизнь человечества, что без них невозможно существование современного общества. С появлением «новых медиа», современного образа потребления информации в течение всего дня увеличивается количество поступающей информации, популярные СМИ не только передают сообщение, а формируют образ жизни, освещая различные события, происходящие в городе, стране и в мире в целом. Средства массовой информации сегодня являются неотъемлемой частью городского образа жизни и, следовательно, городского пространства. Городские СМИ стремятся к сообщению актуальной информации для проживающего здесь населения и для туристов, приезжающих посмотреть город. Обзор данной информации, ее анализ за определенный промежуток времени может стать проводником к формированию современного портрета города, в частности, Санкт-Петербурга, об образе которого идет речь в данном докладе. В наше время под влиянием СМИ создаются модели поведения и формы восприятия различных городов, создаются устойчивые сочетания, характеризующие тот или иной населенный пункт. Туристы могут судить о прогрессивности, современности, комфортности города, основываясь на текстах СМИ. Таким образом, актуальность информации, экспрессивность речи, образность, стилистическое оформление текста — всё это влияет на восприятие публицистического текста, оценку события, а значит на формирование облика города и создание его имиджа. При написании текстов журналисты опираются на целевую аудиторию, берут во внимание потребности и интересы разных поколений. Именно поэтому, с нашей точки зрения, важно рассмотреть городские СМИ, ориентированные на разные возрастные категории, с целью проследить взаимосвязь текстов СМИ и имиджа города, который можно анализировать по текстам средств массовой информации. Кроме того, нам представляется интересным рассмотреть не только образ Санкт-Петербурга, запечатленный в городских СМИ, но и провести опрос среди жителей города Санкт-Петербурга, приехавших в данный город по работе / учёбе или для отдыха, а также среди иностранных обучающихся. Изучение облика Санкт-Петербурга на страницах городских СМИ и в сознании городских жителей, с одной стороны, поможет сформировать современный образ Санкт-Петербурга, а с другой — позволит сравнить представление о городе, имидж которого формируется в городских СМИ, и актуализирован в сознании носителей русского языка и инофонов. Из вышесказанного следует, что город — это не только географическая точка на карте мира, а социальный феномен, образ, складывающийся в коллективном и индивидуальном сознании и существенным образом влияющий на восприятие города. Как пишет Петр Вайль: «Ведает ею (связью человека с местом обитания) известный древним genius loci, гений места, связывающий интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления с их материальной средой. Для человека нового времени главные точки приложения и проявления культурных сил -  города» [Вайль 1999:3]. Для мониторинга средств массовой информации нами используются современные русскоязычные городские СМИ, вышедшие в период с января 2020 года по январь 2023 года: Аргументы и факты СПб, Metro СПб, Санкт-Петербургские ведомости, Вечерний Петербург, Деловой Петербург, Дневник; журнал Собака.ру, интернет-портал TimeOut Петербург.   Основу выборки мониторинга и анализа публикаций с упоминанием города Санкт-Петербурга составили следующие конструкции: 1) какой? Санкт-Петербург (Петербург)  морской  Петербург; 2) Санкт-Петербург (Петербург) — город чего?кого? — Санкт-Петербург (Петербург) — город мостов; Санкт-Петербург  это город творческой и креативной молодежи; 3) Санкт-Петербург (Петербург)  это что? — Санкт-Петербург — это культурная мекка; Санкт-Петербург  это морская столица. Для выявления наиболее ярких и сильных доминант, связанных с образом Санкт-Петербурга, мы провели опрос среди петербуржцев и жителей города, приехавших с целью заработка или учебы,  а также среди иностранных обучающихся (преимущественно китайских студентов). Исследование проводилось c использованием Google Формы и опросов в социальной сети Vkontakte. К опросам было привлечено более 100 русскоязычных человек и более 100 иностранцев (мужчины и женщины) в возрасте от 18 лет и старше. Респондентам задавался вопрос о наиболее ярких образах, связанных с Санкт-Петербургом. Респондентам предлагалось назвать пять наиболее сильных образов, определяющих город. Среди лидирующей пятерки образов были белые ночи (город белых ночей), мосты (город мостов), дождь (дождливый), холод (холодный), Эрмитаж. Кроме указанных образов, часто фигурировали образы культурного города, креативного города. При этом иностранные респонденты часто упоминали образ Достоевского, Пушкина. Образ белых ночей Санкт-Петербурга 100% встречается у всех категорий респондентов. По мнению американского ученого Кевина Линча, «образ города — это продукт нашего сознания, реагирующего на видимую действительность, и поэтому он всегда в большей или в меньшей степени — «образ памяти». Поэтому всякое прямое восприятие представляет собой процесс не всегда нам заметного сопоставления того, что находится перед глазами и вокруг, с тем, что было выстроено где-то внутри нашего сознания» [Цит. по: Иванова 2005: 8]. В заключение отметим, что формирование современного образа Санкт-Петербурга сегодня является важной задачей продвижения позитивного имиджа России в целом. По результатам нашего анализа, одним из самых популярных имиджевых клише для Петербурга на сегодняшний день — «Петербург  культурная столица», «Петербург  морская столица». Этот образ города активно эксплуатируется средствами массовой информации. Однако, помимо этого имиджа, за городом закрепилось множество иных клише, о которых идет речь в данном докладе.
Литература
1. Вайль П. Гений места. М.: ООО «Издательство Астрель», 1999. — С. 3.     
2. Иванова Л. В. Теоретические предпосылки участия прессы в формировании городской среды: автореф. дис….канд.филол. наук. — Воронеж, 2005.  С.8.