Развитие ключевых когнитивных метакомпетенций на уроках иностранного языка в условиях смешанного обучения
Анастасия Петровна Исакович
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
184
2023-03-20
17:55 -
18:10
Ключевые слова, аннотация
Ключевые слова: ключевые когнитивные метакомпетенции;
иностранный
язык; смешанное обучение; «Перевернутый класс»
Key words:key cognitive meta-competences; foreign language; blended learning; flipped classroom
Аннотация. Данное исследование описывает педагогический эксперимент, целью которого является развитие ключевых когнитивных метакомпетенций на уроках иностранного языка в условиях смешанного обучения. Фокусная группа — обучающиеся 1 курса неязыкового вуза направления «Режиссура кино и телевидения». В качестве модели смешанного обучения выбрана ротационная модель «Перевёрнутый класс». В докладе рассмотрена методика смешанного обучения на уроках английского языка, разработаны этапы подготовки творческого проекта по иностранному языку в соответствии с критериями ключевых когнитивных метакомпетенций обучающихся.
Annotation. This study describes a pedagogical experiment, which aim is to develop key cognitive meta-competences at foreign language classes via blended learning.
Key words:key cognitive meta-competences; foreign language; blended learning; flipped classroom
Аннотация. Данное исследование описывает педагогический эксперимент, целью которого является развитие ключевых когнитивных метакомпетенций на уроках иностранного языка в условиях смешанного обучения. Фокусная группа — обучающиеся 1 курса неязыкового вуза направления «Режиссура кино и телевидения». В качестве модели смешанного обучения выбрана ротационная модель «Перевёрнутый класс». В докладе рассмотрена методика смешанного обучения на уроках английского языка, разработаны этапы подготовки творческого проекта по иностранному языку в соответствии с критериями ключевых когнитивных метакомпетенций обучающихся.
Annotation. This study describes a pedagogical experiment, which aim is to develop key cognitive meta-competences at foreign language classes via blended learning.
Тезисы
Эпоха перемен с
её неопределенностью, трансформацией привычных форм деятельности и общения,
норм и ценностей, заставляет переосмысливать цели и задачи обучения, искать
новые методы преподавания иностранных языков. В связи с этим наблюдается
переход от традиционных форм обучения к проблемному обучению через
использование резервов самостоятельной работы, созданию условий для
самореализации и самоопределения обучающегося [Концепция, 2021].
Актуальность
внедрения смешанного обучения с использованием информационных технологий
создает наилучшие условия для достижения поставленных результатов:
самообразование обучающегося на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования
с учетом устойчивых познавательных интересов [Тимофеева, 2022].
Цель данного
исследования — проанализировать возможность развития ключевых когнитивных
метакомпетенций на уроках иностранного языка в условиях смешанного обучения с
помощью ротационной модели «Перевернутый класс».
В экспериментальном исследовании (сентябрь-декабрь 2022 г.) принимали участие
обучающиеся 1 курса неязыкового вуза направления «Режиссура кино и телевидения».
Данная группа состояла из 26 обучающихся, имеющих различные знания, умения и
навыки по иностранному языку. В ходе тестирование было определено, что средний
уровень группы соответствует B1 (Intermediate) согласно международной шкале
системы CEFR. Интересно отметить, что все обучающиеся экспериментальной группы также
прошли тестирование на типы множественного интеллекта Г. Гарднера. Ведущим типом интеллекта у обучающихся 1 курса направления «Режиссура» оказался экзистенциальный 85% и межличностный 15%, стиль обучения согласно VARK — 100 % кинестетический.
Были разработаны пять
последовательных этапов внедрения модели смешанного обучения «Перевернутый
класс» на уроках английского языка: организация учебного процесса; групповая коммуникация; самостоятельное
задание; общее задание для группы; самостоятельный творческий проект. Каждый из
пяти этапов имел свою цель, которая была успешно достигнута обучающимися путем
выполнения комплекса упражнений.
В качестве завершающего, пятого этапа, обучающимся 1 курса было предложено
создать творческий проект на английском языке, наиболее полно соответствующий
критериям ключевых когнитивных метакомпетенций: дисциплинарной, синтезирующей,
креативной, респектологической, этической. Данные метакомпетенции связаны с
когнитивными способностями человека и его стремлением преобразовывать мир [Гарднер,2021].
Так как в учебный план по иностранному языку была включена тема «Literature & Art», обучающиеся решили создать творческий проект, который
заключался в решении следующих задач:
1) самостоятельный поиск художественного
перевода стихотворения русского поэта на английский язык;
2) декламация данного произведения;
3) раскрытие возможного смысла данного
стихотворения с помощью визуального ряда;
4) готовность поделиться самоанализом
деятельности и оценить результат собственного проекта (рефлексия). Все проекты были представлены обучающимися на английском языке, в формате самостоятельного
видео-репортажа (видеоряд и голос за кадром «режиссера»), кадров-метафор и
отражения личного понимания экзистенциальных аспектов творчества поэта. В ходе
«защиты» проектов, студенты примеряли на себя роль сценариста / режиссера /
критика, активно участвовали в обсуждении
проектов друг друга с профессиональной точки зрения, вместе искали ответы на нестандартные
вопросы (Why does Joseph Brodsky order not
to leave the room? ).
Таким образом,
можно сделать вывод о том, что ротационная модель смешанного обучения
«Перевернутый класс» позволяет применить личностно-ориентированный подход,
адаптировать классический учебный процесс к индивидуальным особенностям
обучающихся. Перенос акцента с задач традиционного изучения лексико-грамматического
материала на его интерактивное использование в личностно-значимых ситуациях,
позволяет не только развивать студентам умения говорения на иностранном языке,
но и способствует созданию условий для совершенствования ключевых когнитивных
метакомпетенций.
Список использованной литературы
1. Концепция развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 02.12.2022
2. Тимофеева, О.М. Модель «перевернутый класс» как компонент технологии смешанного обучения английскому языку в средней школе // Поволжский педагогический вестник. 2022. № 1. — С. 95–104.
3. Гарднер, Г. Мышление будущего. Пять стратегий, ведущих к успеху в жизни Москва, 2021 — 224 с.
Список использованной литературы
1. Концепция развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 02.12.2022
2. Тимофеева, О.М. Модель «перевернутый класс» как компонент технологии смешанного обучения английскому языку в средней школе // Поволжский педагогический вестник. 2022. № 1. — С. 95–104.
3. Гарднер, Г. Мышление будущего. Пять стратегий, ведущих к успеху в жизни Москва, 2021 — 224 с.