LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

«Петя, волк и Володя-музыкант»: спектакль – трибьют – реконструкция

Наталья Валерьевна Семенова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

206
2023-03-21
16:50 - 17:15

Ключевые слова, аннотация

«Петя и волк»; «Володя-музыкант»; Н.И. Сац; Л.А. Половинкин; С.С. Прокофьев

Тезисы

В 2021 г. отмечалось столетие Российского академического Молодежного театра (изначально — Московский театр для детей, затем Центральный детский театр). Юбилейная программа включала в себя мультимедийную фотовыставку-инсталляцию, передвижную экспозицию, «Детский weekend» фестиваля «Золотая маска», круглый стол, праздничные и образовательные мероприятия. Были изданы книги — «ЦДТ–РАМТ. 1921–2021. 100 лет — 100 событий» и «Москва, Театральная площадь, 2: история здания и его героев». Частью чествований стали постановки, которые погружали зрителя в прошлое: аудиоспектакль «100» и «Петя, волк и Володя-музыкант». В обеих в качестве персонажа выступила основатель театра Н.И. Сац. Однако если в иммерсивном спектакле «100» предпринималось «путешествие сквозь пространства и эпохи особняка на Театральной площади» [https://ramt.ru/plays/play-7299/], то «Петя, волк и Володя-музыкант» представлял собой музыкальную реконструкцию-эксперимент.
«Петя, волк и Володя-музыкант» (реж. Е. Перегудов, П. Айду) — двухчастное представление, состоящее из детской симфонии «Володя-музыкант» Л.А. Половинкина (около 1926 г.) и симфонической сказки «Петя и волк» С.С. Прокофьева (1936). Произведения отчасти схожи. Как отмечает С.А. Пасынкова, литературный текст «Володи-музыканта» «был создан Половинкиным и помещен на специальную строку в партитуре, снабженную ритмом», что вызывает ассоциации с «Петей и волком» Прокофьева [Пасынкова 2019]. Исследователь подчеркивает возможность того, что обе композиции были инспирированы Сац, а кроме того, под руководством Половинкина состоялась премьера симфонической сказки Прокофьева [Там же].
В спектакле объединение двух симфонических композиций — всемирно успешной и неизвестной — мотивируется восстановлением исторической справедливости. Произведение Половинкина было исполнено несколько раз и затем оказалось забыто. К юбилею РАМТа партитура «Володи-музыканта» была извлечена из архива и разучена для нового представления. Обращение к наследию не было единичной акцией. В 2019 г. вышел четвертый сезон проекта компании «Юнипро» и радио «Орфей» «Возрождаем наследие русских композиторов», героем которого был Половинкин.
Отметим также способ исполнения произведений Прокофьева и Половинкина: спектакль был сыгран оркестром «Персимфанс», который в свою очередь является реконструкцией проекта 1920-х гг. «Персимфанс» (1922) – первый симфонический оркестр без дирижера, прекративший свою деятельность в начале 1930-х гг. и воссозданный в 2008 г. в Москве. Возникает эффект двойной аутентичности — музыкальные сочинения второй половины 1920-х–середины 1930-х гг. воспроизводятся экспериментальным способом, выработанным в то же время. Дарья Семенова, актриса, игравшая роль Сац, сделала также акцент на важности акустики: из зала убрали ковры, чтобы звук был лучше, а команда спектакля отказалась от микрофонов, чтобы зрители могли услышать музыку «так, как она звучала в 36-ом году».
Музыканты современного «Персимфанса» во фраках и надетых на лоб масках животных свободно передвигаются по сцене, включаясь в пространство игры и изображая «стадо». С ними взаимодействует хор, расположенный в оркестровой яме, который не только рассказывает историю юного пастуха Володи, получившего в подарок от отца скрипку, но и имитирует звуки птиц и насекомых. В финале первой части оркестр и хор соединяются на сцене в эпизоде триумфа Володи, преодолевшего испытание грозой.
Вторая часть спектакля («Петя и волк») еще более динамична и оправдывает жанровое определение, заявленное в афише, — симфонический цирк. В XX–XXI вв. сказка Прокофьева подвергалась неоднократному ресайклингу: становилась мультипликационным фильмом, балетом, исполнялась в джазовой аранжировке. В наиболее радикальных случаях музыка Прокофьева заменялась на иную, трансформировался сюжет. Манера чтеца также служила объектом интерпретации артистов — от Наталии Сац и Николая Литвинова до Роми Шнайдер, Бориса Карлоффа и Дэвида Боуи. Отдельного упоминания заслуживает серия спектаклей «Мариинского театра», приуроченных к 125-летию Прокофьева, где в роли чтецов выступали Евгений Миронов, Константин Хабенский, Сергей Безруков, Михаил Пореченков и др. В версии «Петя, волк и Володя-музыкант» возникает фигура Сац – «матери» сочинения Прокофьева. Сац подобно воздушной гимнастке парит на тросах над оркестром, полы ее платья превращаются в занавес, откуда появляются артисты, ведущие главные партии. Серьезность, с которой настоящая Наталия Ильинична читала текст либретто Прокофьева, вытесняется карнавально-балаганным началом.
Из реквизита на сцене присутствует наполненная водой ванна, в которую в ходе симфонической сказки погружается Утка. Петя делает колесо и кульбит. Персонажи Птички и Кошки исполняют свои партии, находясь в воздухе. Собирательный образ волка составляют три волторниста, выезжающих к зрителю на мотоцикле, который затем поднимается на тросах под потолок. В конце представления, в момент торжественного прославления Пети — победителя волка  сцена начинает вращаться, и зритель видит своеобразный парад-алле.
Таким образом, спектакль «Петя, волк и Володя-музыкант» одновременно стремится к аутентичности и демонстрирует бережное отношение к музыкальному и театральному наследию. В то же время для представления РАМТ характерна игра с традицией, которая ослабляет дидактизм симфонических сочинений Половинкина и Прокофьева, облегчая их восприятие юной аудиторией.

Тезисы подготовлены при поддержке гранта РНФ № 19-18-00414 (Советское сегодня (Формы культурного ресайклинга в российском искусстве и эстетике повседневного. 1990 – 2010-е годы)).

Литература
1. Пасынкова С.А. Леонид Половинкин: штрихи к портрету композитора // Музыкальная академия. 2019. № 4 (768). С. 80–105, эл. ресурс: https://mus.academy/articles/leonid-polovinkin-shtrikhi-k-portretu-kompozitora.