LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Репрезентативный характер интернет-мема в условиях инстант-культуры

Наталия Витальевна Гладкая
Докладчик
доцент
Донецкий национальный университет

412
2023-03-15
18:00 - 18:20

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: интернет-мем; поликодовость; интертекстуальность; креолизованный текст; репрезентативный формат коммуникации.

Keywords: Internet meme; polycode; intertextuality; creolized text; representative communication format.

Аннотация: В статье раскрывается репрезентативный и социокультурный характер интернет-мема как полимодальной единицы коммуникации в Интернете. Социальные сети отражают ценностные ориентиры общества и являются идеальной платформой для создания и распространения мемов. Интернет-мем рассматривается с позиций когнитивной лингвистики на разных уровнях восприятия.

Annotation: The article reveals the representative and socio-cultural nature of the Internet meme as a polymodal unit of communication on the Internet. Social networks reflect the values of society and are an ideal platform for the creation and distribution of memes.  The Internet meme is considered from the standpoint of cognitive linguistics at different levels of perception.

Тезисы

Актуальность темы исследования обуславливается стремительной трансформацией условий коммуникации — развитием Интернета и социальных сетей, что, в свою очередь,  способствовало формированию нового типа общения — интернет-коммуникации, направленному на визуальную составляющую текстов. Традиционно интернет-связи реализуются тремя путями: текст, визуальная информация и креолизованные формы. Наиболее продуктивны креолизованные тексты преимущественно комического характера, т. к. комизм позволяет избежать агрессии, а анонимный характер публикаций позволяет авторам чувствовать себя защищенными от нападок и критики других пользователей. Цель исследования заключается в определении компонентов, составляющих семантическую основу мема как полимодальной единицы в интернет-пространстве, а также выявление механизма интерпретации и декодирования мемов адресатом. Учитывая инстант-характер современной культуры, (направленность на ускоренное восприятие и передачу информации, а также отказ от долгосрочных связей и обязанностей) интернет-мемы становятся идеальными проводниками культуры, возникающими непредсказуемо и вирусно распространяясь в Интернете. Мемы содержат в себе и передают в сжатом виде только культурно значимую информацию. Данный феномен проявляется как реализация творческого потенциала пользователей социальных сетей и реакция на значимые изменения в обществе. Культуросодержащий характер мемов позволяет считать их прецедентными текстами, а для корректного декодирования подобных текстов пользователям необходимо обладать определенным культурным фоном. Отправной точкой в исследовании теории мемов являются труды Р. Докинза, который рассматривал данное явление с точки зрения биологических аналогий: «Примерами мемов служат мелодии, идеи, модные словечки и выражения, способы варки похлебки или сооружения арок. Точно так же, как гены распространяются в генофонде, переходя из одного тела в другое с помощью сперматозоидов или яйцеклеток, мимы распространяются в том же смысле, переходя из одного мозга в другой с помощью процесса, который в широком смысле можно назвать имитацией» [Докинз 1993: 189]. Работа Р. Докинза стала важным этапом для исследования теории мемов и расширения  идеи репликации у других авторов. В работе Р. Броуди мем – некая репрезентация знаний, образ, необходимый для того, чтобы у людей «возникло большее количество его копий», а сами мемы представляются репликаторами, воспроизводящими процесс мышления [Броуди 2007: 127]. Ю.В. Щурина учитывает носители интернет-мемов: 1) текстовый мем; 2) мем-картинка; 3) видеомем; 4) креолизованный мем, но аудио-мемы в этой классификации не учитываются [Щурина 2012: 165]. Мемы передают значимую для общества информацию в сжатом виде, объединяя в себе текстовый и иконический компоненты, важную роль играет аффективная функция, т. е. воздействие на эмоциональное состояние реципиента, желание передать чувства, эмоции, также при восприятии мема активизируются различные когнитивные механизмы: фокусирование, диссонанс, инференция и др., что обусловливает перспективность исследования теории интернет-мема. Семантика интернет-мемов вызывает особый интерес, т. к. благодаря этой категории можно рассмотреть принцип декодирования заложенной в мемах информации. Важно понимать, что из-за креолизованного характера мемов, процесс расшифровки значительно усложняется, т.к. вербальная и иконическая составляющие образуют особые семантические связи, поэтому уместно рассматривать смысл интернет-мема в индивидуализированной речевой ситуации. В нашем исследовании мы рассматриваем смыслосодержание мемов с точки зрения типологии дихотомий с учетом таких признаков: 1) источник мема — дихотомия истина-ложь, учитывает функционирование истинных, естественно созданных мемов и форсированных, т. е. мемов, созданных для воздействия на аудиторию с коммерческой, политической или др. целью; 2) требующий отражения объект реальности – дихотомия персонаж-событие, учитывает наличие в мемах легкоузнаваемого персонажа или образа со своей историей, смыслом и ярко выраженной эмоцией, текстовый компонент в подобных мемах усиливает воздействие на пользователей и способствует легкому восприятию и декодированию; 3) апелляция к уровню включенности в культуру — дихотомия традиция–инновация, учитывает наличие у реципиентов определенного культурного, исторического фона, а также возрастных, социальных особенностей, в противном случае мем не достигнет нужного эффекта и это приведет к коммуникативной неудаче; 4) смысловые доминанты — дихотомия фон-фигура реализуется через образы конкретных персонажей; 5) форма отображения — дихотомия изображение-текст, выражается в креолизации мема, т. е. подпись к иконической части может реанимировать уже существующий или забытый мем6) эффект воздействия — дихотомия мысль-действие, учитывает и мемы, которые подталкивают пользователей к конкретным эмоциям, и мемы-флешмобы. Учитывая эту классификацию, а также актуальный для современной когнитивной лингвистики метода фреймовой семантики, можно описывать любой интернет-мем и его воздействие на реципиента. Таким образом, интернет-мем как креолизованный продукт и прецедентное явление включает в себя различные семиотические коды и обладает высоким коммуникативно-прагматическим потенциалом. Исследование семантики интернет-мема является актуальным и перспективным направлением для изучения в силу тесной взаимосвязи с импликацией, когнитивным диссонансом, инференцией. Сжатая вербальная часть позволяет избегать словесного нагромождения, а реплицируемость способствует быстрому декодированию мема. Практическая польза исследования заключается в возможности применения результатов для объяснения интерпретации полимодальных единиц в когнитивной лингвистике.

Литература

Броуди Р. Психические вирусы. Как программируют ваше сознание.  М., 2007.
Докинз Р. Эгоистичный ген. М.,1993.
Щурина Ю.В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации // Филология.  2012. № 3.  С. 160172.