Кинематограф и музыка
Франциска Викторовна Фуртай
Докладчик
профессор
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина
25
2023-03-18
14:50 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
Ключевые
слова: кинематограф; музыка; третье значение; функции музыки в кино.
Keywords: cinema; music; third meaning; functions of music in cinema.
С первых дней существования экранную реальность с действительностью связывала музыка. Основной задачей музыки того периода было создание психоэмоционального единства зрителей и действующих лиц фильма. Музыка в кино выполняет эстетическую функцию, образная характеристика действующих лиц, одна из главных функций музыки в кинематографе состоит в том, что она, сочетаясь с визуальным рядом, может создавать «третье значение». From the first days of its existence, music connected screen reality with reality. The main task of the music of that period was to create a psychoemotional unity of the audience and the actors of the film. Music in cinema performs an aesthetic function, a figurative characteristic of the actors, one of the main functions of music in cinema is that it, combined with the visual series, can
С первых дней существования экранную реальность с действительностью связывала музыка. Основной задачей музыки того периода было создание психоэмоционального единства зрителей и действующих лиц фильма. Музыка в кино выполняет эстетическую функцию, образная характеристика действующих лиц, одна из главных функций музыки в кинематографе состоит в том, что она, сочетаясь с визуальным рядом, может создавать «третье значение». From the first days of its existence, music connected screen reality with reality. The main task of the music of that period was to create a psychoemotional unity of the audience and the actors of the film. Music in cinema performs an aesthetic function, a figurative characteristic of the actors, one of the main functions of music in cinema is that it, combined with the visual series, can
Тезисы
БЕЗ ПУБЛИКАЦИИ
Почти 130 лет назад, молодой кинематограф словно младенец не мог говорить, являя собой «великого немого». В художественном арсенале раннего кино были жесты и позы, показывающие эмоции и действия. Однако с первых дней существования экранную реальность с действительностью связывала музыка. Экранная музыка в то время была представлена фигурой тапёра. Основной задачей музыки того периода было создание психоэмоционального единства зрителей и действующих лиц фильма. В 30-х годах, когда в кинематографе появился звук музыка «вошла» в кинореальность и стала выполнять в основном эстетическую функцию. В последующие три десятилетия стали выходить фильмы с музыкальными номерами (начиная с «Голубого ангела» до «Моего последнего танго»), причём музыка могла быть как классической («Болеро»), так и специально созданной для конкретного фильма («Цирк»). С 60-х годов функции музыки стали усложняться. Особенно это было видно в авторском кино. Так «холодный, расчетливый зануда» М. Антониони в своей «Il deserto rosso») специально убирает музыкальное сопровождение на большей части кинотекста, вместо музыки, кинореальность заполняют звуки машинного производства. Жизнь, лишённая музыки, производит впечатление тягостное и болезненное. Таким образом, у Антониони музыка становится манифестантом человеческого начала. В эру сериалов (70-е годы XX столетия 20-е годы XXI века) от США до Индии – главные герои имеют своё мелодическое сопровождение, которое зачастую воспринимается как невербальная характеристика действующего лица. А в эпоху сиквелов и триквелов музыка начинает выполнять функцию «атмосферы», то есть того, что апофатично, но то, что создаёт уникальную атмосферу фильма. Часто создатели кинематографических вселенных обращаются к известным коллективам для создания заглавных саунд-треков. Здесь можно привести успешное сотрудничество Майкла Бэйя с Линкин Парк, которые создали композиции «What I’ve Done», «New Divide» и «Iridescent» для соответственно «Трансформеров», Трансформеры: Месть падших» и «Трансформеры 3»:Тёмная сторона Луны. Наконец, одна из главных функций музыки в кинематографе состоит в том, что она, сочетаясь с визуальным рядом, может создавать «третье значение», то есть порождать смыслы, которых не было ни в визуальной, ни в музыкальной составляющих художественного образа. У истоков этого понятия стоял великий советский режиссёр Сергей Эйзенштейн и его теория монтажа. Базовым алгоритмом «производства значения» по Эйзенштейну является такое сопоставление двух элементов, при котором на основании их формальных свойств возникает «третий элемент», качественно превосходящий оба исходных. Последние 10 лет новации Эйзенштейна стали довольно широко применяться в новом жанре музыкального клипинга, когда из кадров всемирно известного фильма составляется видеоряд, который идёт под известную музыкальную композицию. Возникающий «третий элемент» не только «поднимает» визуальную составляющую на уровень мифа, но и создавая ментальный портрет своего времени. В качестве примеров можно привести такие произведения как - Avengers Infinity War x Linkin Park - Lying From You, Joker x Green Day - Boulevard Of Broken Dreams. Зачастую такие произведения смотрят десятки миллионов и это обстоятельство выводит такие кино-жанры уже в сферу социальной практики, делая такие образы частью социальных паттернов.
Почти 130 лет назад, молодой кинематограф словно младенец не мог говорить, являя собой «великого немого». В художественном арсенале раннего кино были жесты и позы, показывающие эмоции и действия. Однако с первых дней существования экранную реальность с действительностью связывала музыка. Экранная музыка в то время была представлена фигурой тапёра. Основной задачей музыки того периода было создание психоэмоционального единства зрителей и действующих лиц фильма. В 30-х годах, когда в кинематографе появился звук музыка «вошла» в кинореальность и стала выполнять в основном эстетическую функцию. В последующие три десятилетия стали выходить фильмы с музыкальными номерами (начиная с «Голубого ангела» до «Моего последнего танго»), причём музыка могла быть как классической («Болеро»), так и специально созданной для конкретного фильма («Цирк»). С 60-х годов функции музыки стали усложняться. Особенно это было видно в авторском кино. Так «холодный, расчетливый зануда» М. Антониони в своей «Il deserto rosso») специально убирает музыкальное сопровождение на большей части кинотекста, вместо музыки, кинореальность заполняют звуки машинного производства. Жизнь, лишённая музыки, производит впечатление тягостное и болезненное. Таким образом, у Антониони музыка становится манифестантом человеческого начала. В эру сериалов (70-е годы XX столетия 20-е годы XXI века) от США до Индии – главные герои имеют своё мелодическое сопровождение, которое зачастую воспринимается как невербальная характеристика действующего лица. А в эпоху сиквелов и триквелов музыка начинает выполнять функцию «атмосферы», то есть того, что апофатично, но то, что создаёт уникальную атмосферу фильма. Часто создатели кинематографических вселенных обращаются к известным коллективам для создания заглавных саунд-треков. Здесь можно привести успешное сотрудничество Майкла Бэйя с Линкин Парк, которые создали композиции «What I’ve Done», «New Divide» и «Iridescent» для соответственно «Трансформеров», Трансформеры: Месть падших» и «Трансформеры 3»:Тёмная сторона Луны. Наконец, одна из главных функций музыки в кинематографе состоит в том, что она, сочетаясь с визуальным рядом, может создавать «третье значение», то есть порождать смыслы, которых не было ни в визуальной, ни в музыкальной составляющих художественного образа. У истоков этого понятия стоял великий советский режиссёр Сергей Эйзенштейн и его теория монтажа. Базовым алгоритмом «производства значения» по Эйзенштейну является такое сопоставление двух элементов, при котором на основании их формальных свойств возникает «третий элемент», качественно превосходящий оба исходных. Последние 10 лет новации Эйзенштейна стали довольно широко применяться в новом жанре музыкального клипинга, когда из кадров всемирно известного фильма составляется видеоряд, который идёт под известную музыкальную композицию. Возникающий «третий элемент» не только «поднимает» визуальную составляющую на уровень мифа, но и создавая ментальный портрет своего времени. В качестве примеров можно привести такие произведения как - Avengers Infinity War x Linkin Park - Lying From You, Joker x Green Day - Boulevard Of Broken Dreams. Зачастую такие произведения смотрят десятки миллионов и это обстоятельство выводит такие кино-жанры уже в сферу социальной практики, делая такие образы частью социальных паттернов.