Устойчивое продвижение вперед британских гласных /u/ и /ʊ/: на материале новостного аналитического и академического типов дискурса
Хай Тэн
Докладчик
аспирант
Амурский государственный университет
Амурский государственный университет
Вероника Георгиевна Караваева
Докладчик
старший преподаватель
Московский городской педагогический университет
Московский городской педагогический университет
Светлана Викторовна Андросова
Докладчик
профессор
Амурский государственный университет (АмГУ)
Амурский государственный университет (АмГУ)
152_ОНЛАЙН
2023-03-16
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
Фонологическая система; неустойчивые точки, форманта; отклонение; корреляция
Цель эксперимента — сопоставительный анализ реализации фонологически долгой гласной фонемы/u/ и фонологически краткой /ʊ/ в новостном аналитическом и академическом типах дискурса. Материалом для исследования послужили три лекции, прочитанные в 2022 г. тремя преподавателями Ланкастерского университета, ведущими учеными, мужчинами в возрасте 55, 68, 74 года, носителями британского варианта английского языка. Была апробирована методика автоматической сегментации и аннотирования в PRAAT с последующей автоматизацией замеров длительности и формантных значений с помощью Python. В результате подтвердилась тенденция устойчивого продвижения гласных /u/ и /ʊ/ по ряду в обоих типах дискурса, выявлена бóльшая консервативность поведения гласных в академическом дискурсе.
Цель эксперимента — сопоставительный анализ реализации фонологически долгой гласной фонемы/u/ и фонологически краткой /ʊ/ в новостном аналитическом и академическом типах дискурса. Материалом для исследования послужили три лекции, прочитанные в 2022 г. тремя преподавателями Ланкастерского университета, ведущими учеными, мужчинами в возрасте 55, 68, 74 года, носителями британского варианта английского языка. Была апробирована методика автоматической сегментации и аннотирования в PRAAT с последующей автоматизацией замеров длительности и формантных значений с помощью Python. В результате подтвердилась тенденция устойчивого продвижения гласных /u/ и /ʊ/ по ряду в обоих типах дискурса, выявлена бóльшая консервативность поведения гласных в академическом дискурсе.
Тезисы
Фонологическая система любого языка не является застывшей. С течением времени одни единицы могут исчезать, другие — появляться, а какие-то из уже имеющихся — менять свои качественные характеристики [Шевченко 2015: 30; Иванашко 2016] и «передвигаться» или перераспределяться внутри системы. Эти процессы напрямую связаны с изменением правил реализации самой системы, которые формируются для различных типов дискурса под влиянием разных факторов, одним из которых является частотность тех или иных комбинаторно-позиционных условий, в которые попадает та или иная фонологическая единица. Целью эксперимента являлся сопоставительный анализ реализации фонологически долгой гласной фонемы /u/ и фонологически краткой /ʊ/ в новостном аналитическом (который был проведен ранее на материале подкастов BBC) и академическом типах дискурса. Эти гласные, несомненно, являются нестабильными точками системы британского вокализма, демонстрируя делабиализацию и продвижение из заднего ряда вперёд [Безбородова 2015], в ряде случаев пересекаясь с гласными /i/ и /ɪ/ [Chaldakova, Hamann 2011]. Материалом для исследования послужили три открытые лекции, прочитанные в 2022 г. в смешанном формате тремя преподавателями Ланкастерского университета, ведущими учеными, мужчинами в возрасте 55, 68, 74 года, носителями британского варианта английского языка (около 3 часов звучания). В ходе эксперимента была апробирована методика автоматической сегментации речевого потока, его аннотирования посредством создания Text Grid и последующей автоматизации замеров длительности и формантных значений (F1, F2, F3) обоих гласных. Данная работа производилась на основе скрипта на языке программирования Python и PRAAT. Адекватность автоматической разметки и произведенных машинным способом замеров была проконтролирована двумя экспертами. В ходе статистической обработки были применены стандартные формулы дескриптивной статистики (среднее, медиана, стандартное отклонение, минимум, максимум) для выборки данных по F1, F2, F3 на всем материале, а также отдельно для каждого диктора (каждый гласный рассматривался отдельно, затем данные были сопоставлены). Был вычислен t критерий Стьюдента для выявления наличия/отсутствия существенной разницы в формантных значениях в зависимости от диктора, а также для определения значимости/незначимости различий подъема исследуемых гласных. Для анализа одномерного распределения вероятностей в полученной выборки была использована усиковая диаграмма. Полученные данные были сопоставлены с аналогичными данными, полученными на материале новостных аналитических подкастов в ходе обработки данных вручную. В результате эксперимента подтвердилась тенденция продвижения гласных /u/ и /ʊ/ по ряду. Изменение в данной нестабильной точке системы можно назвать устойчиво развивающимся и распространяющимся на разные типы дискурса (аналитические подкасты, академический дискурс публичной лекции). Однако степень выраженности данной тенденции в зависимости от типа дискурса оказалась неодинаковой. Речевое поведение дикторов в ходе академической лекции было более консервативным по сравнению с аналитическими подкастами. Значительное количество реализаций гласного /ʊ/ можно, как и прежде, отнести к верхне-среднему подъему (78% – значение F1 между 400–500Гц). Тенденция к повышению F1, свидетельствующая о более открытом характере гласного, наблюдается наряду с продвижением гласного по ряду в зависимости от контекста – около половины реализаций с F2 в пределах 1200—1800Гц. Для гласного /u/ в ударной позиции характерно незначительно повышение формантных значений F1 (значение медианы F1 — 351 Гц — несущественно отличается от средних значений по выборке), а также его продвижение по ряду (среднее значение F2 — 1631, с более высокой медианой 1709, что только усиливает наметившуюся тенденцию), большее, чем для /ʊ/, из-за высокой частотности переднеязычного и j-согласного контекста. Показатель стандартного отклонения говорит о внутридикторской вариантности, которая в меньшей степени прослеживается для гласного /ʊ/, а также для F1 обоих гласных; наибольшее значение квадратного отклонения было получено для F2 гласного /u/. Междикторская вариантность была проанализирована на основе расчета t критерия Стьюдента для трех формант каждого гласного. Несмотря на высокое значение стандартного отклонения F2 для обоих дикторов, коэффициент корреляции p <0,05, что свидетельствует об общей для них тенденции. Наиболее выражено дикторская вариантность прослеживается между D1 и D2 в выборке по F1. Показатель среднего значения и медианы по данному параметру свидетельствует о более открытом характере гласного у D2, при этом существенных различий между D1 и D3 не обнаружено, что может указывать на, например, возрастные особенности (D2 старше двух других дикторов). Заметим, что в новоанглийский период процессы изменения качества гласных послужили толчком к кардинальным изменения в фонетической системе английского языка (Великий сдвиг гласных). Причину таких глобальных процессов специалисты по истории языка видят в изменении ритмико-интонационных моделей речевого поведения носителей языка. Такое сопоставление сегментных и просодических взаимовлияний в рамках современной когнитивно-дискурсивной парадигмы может составить перспективу данного исследования.
Литература
1. Безбородова М. В. Estuary English в речи молодых образованных носителей британского варианта английского языка // Вестник МГЛУ. 2015. Вып. 1 (712). С. 9—17.
2. Иванашко Ю. П. К вопросу о системном сдвиге гласных британско-го варианта английского языка // Теоретическая и прикладная лингвистика. — 2016. – Т. 2. – №. 2. — С. 58—69.