Убеждающее воздействие повествовательной полифонии
Дарья Владимировна Колесова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
9 линия
2023-03-16
17:30 -
17:45
Ключевые слова, аннотация
Ключевые слова: полифония, авторская стратегия, художественный
текст.
Аннотация. В докладе повествовательная полифония рассматривается на материале современного романа, получившего высокую оценку профессиональной и читательской аудитории (А.Матвеева. Каждые сто лет. Роман с дневником). Высказывается предположение, что выбор данной писательской стратегии обусловлен желанием автора убедить читателя в актуальности, жизненности и типичности созданного женского образа.
Key words: polyphony, author's strategy, literary text.
Аnnotation.The report examines narrative polyphony on the material of a modern novel, highly appreciated by professional and reader audiences (A. Matveeva. Every hundred years. A novel with a diary). It is suggested that the choice of this writing strategy is due to the author's desire to convince the reader of the relevance, vitality and typicality of the created female image.
Аннотация. В докладе повествовательная полифония рассматривается на материале современного романа, получившего высокую оценку профессиональной и читательской аудитории (А.Матвеева. Каждые сто лет. Роман с дневником). Высказывается предположение, что выбор данной писательской стратегии обусловлен желанием автора убедить читателя в актуальности, жизненности и типичности созданного женского образа.
Key words: polyphony, author's strategy, literary text.
Аnnotation.The report examines narrative polyphony on the material of a modern novel, highly appreciated by professional and reader audiences (A. Matveeva. Every hundred years. A novel with a diary). It is suggested that the choice of this writing strategy is due to the author's desire to convince the reader of the relevance, vitality and typicality of the created female image.
Тезисы
Про полифонию, как известно, рассказал миру в 1929 г. М. М.
Бахтин [Бахтин 1979]. Выдающиеся литературоведы и лингвисты (В. В. Виноградов;
Б. А. Успенский; Б. О. Корман; Е. В. Падучева и другие) размышляли о преломлении
этого феномена в разных текстах. Автор создает эффект объективности,
преодолевает линейность текста, дает возможность читателю посмотреть на мир
глазами не одной, а нескольких личностей. В последние годы появляются работы, авторы которых стремятся
выявить собственно лингвистические способы реализации повествовательной
полифонии. П. А.Колобаев [Колобаев, 2010] говорит о таких средствах, как
ксеночастицы (де, дескать и мол), различных способах передачи чужой речи,
выделяет полифонический несобственно-прямой дискурс (особая разновидность
структурирования художественного повествования, построена на сложном
взаимодействии дискурсов автора-повествователя и персонажа). Разумеется, в
современном тексте важную роль играют цитатные номинации, интертекстуальные
элементы в речи автора и персонажа. Наконец, мы знаем текстовые средства:
разговорные элементы в речи повествователя, смена перволичного и третьеличного
повествователя, свободный косвенный дискурс, различные формы проявления
авторского голоса, — все это П. А.Колобаев справедливо относит к собственно
языковым средствам создания полифонического повествования и убедительно
показывает их функционирование на материале текста Т. Н.Толстой и В. О.Богомолова.
Д. Рубина также использует в своем романе сложные текстовые средства и создает с их помощью полифонию [Прохорова, Фаттахова]
Другой тип теста анализирует О. И.Осипова [Осипова, 2021] — это роман, в котором повествователем выступает кот, и поэтому автору приходится использовать различные тактики, чтобы преодолеть естественные ограничения подобного субъекта речи. Цель полифонии здесь - взгляд на современного человека с разных точек зрения, в том числе и отстранённой.
В 2022 г. одним из финалистов премии «Большая книга» стал роман Анны Матвеевой «Каждые сто лет. Роман с дневником», получив приз по результатам читательского. Таким образом, роман выделила и профессиональная, и читательская аудитория. Чем он примечателен? Мы знакомимся с двумя девочками, слышим то голос Ксении Левшиной (начиная с 1893 г.), то голос Ксаны Лесовой (начиная с 1980 года). Девочкам примерно десять лет, когда они начинают вести дневник. География причудлива: Полтава (конец XIX в.), Петербург, Швейцария, Петроград, Баку, Свердловск, Хабаровск (до 1955 г.). Свердловск, Швейцария, Франция, Бельгия, Екатеринбург, Петербург, Хабаровск (дневник К. Лесовой заканчивается в 2018 г.).
Дворянка обстоятельно представляет историю рода, и мы окунаемся в жизнь средних дворян начиная с 1365 г. Подросток в 80-е годы в СССР, разумеется, с трудом узнает от родителей скупые сведения о своих предках, известно только о погибшей в блокаде Ленинграда бабушке. Самосознание девушки рубежа XIX–XX веков формируется благодаря осмыслению семейной истории, девушка в последнее советское десятилетие начинает осознавать себя через контакты с чужими людьми (наблюдательность и привычка к рефлексии вовлекают ее в серьезную работу следователей). Обе девочки считают себя некрасивыми, они младшие и одинокие в семье, и Лесовые, и Левшины гордятся своими старшими детьми. «Кому я нужна в этой жизни?» — этот вопрос мы слышим со страниц обоих дневников. Постепенно девочки понимают, что родители несчастны, они перестают их обвинять — но в то же время становятся самостоятельными личностями. Эта эмансипация от роли, предложенной девочкам средой, сознательный отказ от предначертанной семьей, воспитанием, окружением жизнью — кажется, самое удивительное, что происходит перед глазами читателя. Девушки делают выбор, который кажется сумасбродным, не дающим никакой пользы и радости. Более того, десятилетиями (на фоне революции, войн, слома эпох, изменения социальных ориентиров) они несут тяжелейшую ответственность за тех, кого считают членами своей семьи. Как кажется современному читателю, их жизнь — за гранью понимания. Зачем так себя мучить?
Думается, такая судьба, рассказанная повествователем от 3 лица, вызывала бы много сомнений в достоверности. Популярные психологи, коучи и общая культура потребления научила нас тому, что нужно иметь свою зону, нужно уметь избегать манипуляции, газлайтинга и прочих подавляющих личностный рост воздействий. Женщины в популярных произведениях — лидеры, они самостоятельны, инициативны, уверены в своих правах и в своей правоте (вспомним, например, женщин в романах Г. Яхиной). Героини А. Матвеевой идут тяжелым традиционным женским путем, обретая свое место в обществе и в памяти современников как бы вопреки обстоятельствам и их собственным действиям. Именно перволичное повествование, дневник, показывающий формирование личности и мотивы человека в результате саморефлексии становится самой эффективной убеждающей писательской стратегией, результатом которой становится доверие героиням и стоящему за ними автору.
Повествовательная полифония, параллельное развертывание двух судеб с интервалом в сто лет — еще одна писательская стратегия. С одной стороны, читатель не заскучает от одного голоса и одного характера, с другой стороны, появляется стереоэффект, ибо очень многое в судьбах героинь рифмуется и складывается в единый художественный образ.
Таким образом, повествовательная полифония проявляет себя как эффективное средство убеждения и привлечения читателя не только в сложных текстовых формах, но и в массовой литературе.
Литература:
Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского // Бахтин М. М. Собр. соч.: В 7 т. М.: Русские словари: Языки славянской культуры, 2002. Т. 6. С. 7–300, 466–505.
Осипова О. И. Повествовательная полифония в романе Г Служителя «Дни Савелия» / О. И. Осипова // Научный диалог. — 2021. — № 11. — С. 270—280. — DOI: 10.24224/22271295-2021-11-270-280.
Прохорова Т.Г., Фаттахова Р.Р. Особенности повествовательной структуры романа Дины Рубиной «Почерк Леонардо» // Филология и культура. 2014. №2(36) с.160–164.
Д. Рубина также использует в своем романе сложные текстовые средства и создает с их помощью полифонию [Прохорова, Фаттахова]
Другой тип теста анализирует О. И.Осипова [Осипова, 2021] — это роман, в котором повествователем выступает кот, и поэтому автору приходится использовать различные тактики, чтобы преодолеть естественные ограничения подобного субъекта речи. Цель полифонии здесь - взгляд на современного человека с разных точек зрения, в том числе и отстранённой.
В 2022 г. одним из финалистов премии «Большая книга» стал роман Анны Матвеевой «Каждые сто лет. Роман с дневником», получив приз по результатам читательского. Таким образом, роман выделила и профессиональная, и читательская аудитория. Чем он примечателен? Мы знакомимся с двумя девочками, слышим то голос Ксении Левшиной (начиная с 1893 г.), то голос Ксаны Лесовой (начиная с 1980 года). Девочкам примерно десять лет, когда они начинают вести дневник. География причудлива: Полтава (конец XIX в.), Петербург, Швейцария, Петроград, Баку, Свердловск, Хабаровск (до 1955 г.). Свердловск, Швейцария, Франция, Бельгия, Екатеринбург, Петербург, Хабаровск (дневник К. Лесовой заканчивается в 2018 г.).
Дворянка обстоятельно представляет историю рода, и мы окунаемся в жизнь средних дворян начиная с 1365 г. Подросток в 80-е годы в СССР, разумеется, с трудом узнает от родителей скупые сведения о своих предках, известно только о погибшей в блокаде Ленинграда бабушке. Самосознание девушки рубежа XIX–XX веков формируется благодаря осмыслению семейной истории, девушка в последнее советское десятилетие начинает осознавать себя через контакты с чужими людьми (наблюдательность и привычка к рефлексии вовлекают ее в серьезную работу следователей). Обе девочки считают себя некрасивыми, они младшие и одинокие в семье, и Лесовые, и Левшины гордятся своими старшими детьми. «Кому я нужна в этой жизни?» — этот вопрос мы слышим со страниц обоих дневников. Постепенно девочки понимают, что родители несчастны, они перестают их обвинять — но в то же время становятся самостоятельными личностями. Эта эмансипация от роли, предложенной девочкам средой, сознательный отказ от предначертанной семьей, воспитанием, окружением жизнью — кажется, самое удивительное, что происходит перед глазами читателя. Девушки делают выбор, который кажется сумасбродным, не дающим никакой пользы и радости. Более того, десятилетиями (на фоне революции, войн, слома эпох, изменения социальных ориентиров) они несут тяжелейшую ответственность за тех, кого считают членами своей семьи. Как кажется современному читателю, их жизнь — за гранью понимания. Зачем так себя мучить?
Думается, такая судьба, рассказанная повествователем от 3 лица, вызывала бы много сомнений в достоверности. Популярные психологи, коучи и общая культура потребления научила нас тому, что нужно иметь свою зону, нужно уметь избегать манипуляции, газлайтинга и прочих подавляющих личностный рост воздействий. Женщины в популярных произведениях — лидеры, они самостоятельны, инициативны, уверены в своих правах и в своей правоте (вспомним, например, женщин в романах Г. Яхиной). Героини А. Матвеевой идут тяжелым традиционным женским путем, обретая свое место в обществе и в памяти современников как бы вопреки обстоятельствам и их собственным действиям. Именно перволичное повествование, дневник, показывающий формирование личности и мотивы человека в результате саморефлексии становится самой эффективной убеждающей писательской стратегией, результатом которой становится доверие героиням и стоящему за ними автору.
Повествовательная полифония, параллельное развертывание двух судеб с интервалом в сто лет — еще одна писательская стратегия. С одной стороны, читатель не заскучает от одного голоса и одного характера, с другой стороны, появляется стереоэффект, ибо очень многое в судьбах героинь рифмуется и складывается в единый художественный образ.
Таким образом, повествовательная полифония проявляет себя как эффективное средство убеждения и привлечения читателя не только в сложных текстовых формах, но и в массовой литературе.
Литература:
Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского // Бахтин М. М. Собр. соч.: В 7 т. М.: Русские словари: Языки славянской культуры, 2002. Т. 6. С. 7–300, 466–505.
Осипова О. И. Повествовательная полифония в романе Г Служителя «Дни Савелия» / О. И. Осипова // Научный диалог. — 2021. — № 11. — С. 270—280. — DOI: 10.24224/22271295-2021-11-270-280.
Прохорова Т.Г., Фаттахова Р.Р. Особенности повествовательной структуры романа Дины Рубиной «Почерк Леонардо» // Филология и культура. 2014. №2(36) с.160–164.