Образ советской женщины-матери в литературе 1920-х годов (по материалам рассказа Анны Весниной «Крест»)
Вань Чэн
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
214
2023-03-17
18:00 -
18:20
Ключевые слова, аннотация
Ключевые слова: журнал «Красная Новь»; Анна Веснина; советская женщина; эпоха НЭПа.
Аннотация. Доклад посвящен рассмотрению творчества Анны Весниной и ее сотрудничеству с литературными журналами, а также способов формирования и типов репрезентации образа женщины в рассказе «Крест». Анализ рассказа с точки зрения социально-классовых признаков главных женских персонажей выявляет сходства и различия между старой и новой женщиной. Исследование отдельного произведения Весниной дает возможность выявить особенности творчества женщин-писательниц в журнале «Красная Новь» и черты женской проблематики в эпоху НЭПа.
Аннотация. Доклад посвящен рассмотрению творчества Анны Весниной и ее сотрудничеству с литературными журналами, а также способов формирования и типов репрезентации образа женщины в рассказе «Крест». Анализ рассказа с точки зрения социально-классовых признаков главных женских персонажей выявляет сходства и различия между старой и новой женщиной. Исследование отдельного произведения Весниной дает возможность выявить особенности творчества женщин-писательниц в журнале «Красная Новь» и черты женской проблематики в эпоху НЭПа.
Тезисы
Женская проблематика занимает важное место в литературно-историческом процессе начала ХХ в., являясь важным аспектом гендерных исследований в российских гуманитарных науках. Расширение гендерных дискуссий тесно связано с бумом литературных журналов, наблюдавшимся в эпоху НЭПа. Необходимо упомянуть один из самых обсуждаемых журналов «Красная Новь», сыгравший важную роль в литературных дебатах того периода.
В журнале были изданы некоторые художественные произведения женщин-писательниц, такие как рассказы «Чемодан» (1921) и «Африканский брат» (1922) О. Форш, «Крест» (1922) А. Весниной, «В будний день» (1923) Л. Сейфуллиной и др. Рассмотрение творчества писательниц, сотрудничающих с названным журналом, помогает внести женскую перспективу в литературный процесс, обогащая представленные в литературе типы репрезентации образа женщины и их трансформацию в новую эпоху.
Предлагаемый доклад посвящен недостаточно изученному творчеству Анны Весниной, одной из новых писателей-пролетариев эпохи НЭПа. Изложенные в нем наблюдения и выводы входят в более общее исследование женской проблематики журнала «Красная Новь». Анна Павловна Иванова-Веснина является второй женой писателя Всеволода Вячеславовича Иванова с 1922 по 1927 гг. В Петрограде начинается сотрудничество Весниной с «Ежемесячным журналом» («Журнал для всех»), журналом «Пламя». Продолжается активное сотрудничество со следующими изданиями: «Грядущее» (1921), «Красная новь» (1922), «Литературная неделя» (1922) [Челомбитко 2021]. В Петрограде в издательстве Пролеткульта выпушены ее две книги рассказов «Завидное житье» (1920), «Малые Маяки» (1921). В Харькове опубликована другая книга рассказов «Рассказы. Не слуга. Отец» (1922) [Рабоче-крестьянские писатели 1926: 17–18].
Особое внимание в докладе уделяется рассказу Весиной «Крест» и, в частности, изучению образа его главной героини — матери — и ее социального статуса, христианской веры, а также ее взаимодействия с другими, второстепенными, женскими персонажами.
В основе рассказа находятся две главные темы — голод и холод. В нем изображена тяжелая жизнь семьи, живущей в подвале в начале 20-х гг. XX в. Героиня — Катерина Семеновна — переживает нехватку продовольствия и дров, терпит болезнь мужа и тяготы воспитания троих малолетних детей. Образ женщины-матери, переживающей голод, складывается в поведении героини, требующем стоять в длинной очереди за хлебом. Связанный с темой голода и холода мотив бедности отражается в изображении внешности героини и детей, а также интерьера их комнаты. Несчастливые семейные отношения и неизбежные семейные конфликты определяют трагический характер судьбы героини.
Героиня относится к низшему социальному классу. Она была прислугой у какого-то барина в дореволюционный период. Бывший социальный статус героини определяет ее лояльное отношение к господам и ее покорное отношения к собственной судьбе. Героиня часто изображается сочувствующей, особенно по отношению к людям с прежде высоким статусом или богатым людям.
Кроме этой героини, в рассказе представлены и другие женские персонажи. Среди них — принадлежащая к более высокому классу бывшая домовладельца Домна Антипьевна Скакунова. Образ этой представительницы купеческого сословия передается за счет ее снисходительного отношения к главной героине, неудовольствия к советским властям, а также ее чувства тоски по прошлому. Изображаемое в рассказе разрушение старого дома ее приятеля символизирует падение старого порядка. С этим возникает страх и неприятие персонажа возможной потери своего имущества.
В рассказе появляется еще один образ женщины — взрослая дочь героини Дуня. Дуня репрезентирует новую концепцию свободной любви и свободного брака. Дочь героини представлена как работница, женщина нового типа. Автор выстраивает отчетливо разные образы старой и новой женщин, передавая их конфликтные отношения как противопоставление старой матери и молодой дочери в обычной семье.
Образ героини как верующей формируется с помощью ее преданности кресту и постоянных молитв к Богу. Пренебрежение к себе в ее молитве контрастирует с почтением к Домне Антипьевне. Героиня воспринимает образ Домны Антипьевны не просто как благородную даму, но и как образец верующей христианки. «Крест» как важный символ, являясь в названии рассказа, встречается в тексте постоянно. «Крест» символизирует перенесенные героиней страдания, ее трагическую судьбу.
Христианская вера героини-матери и неразрывно связанное с ней покровительственное отношение к представителям старого порядка заставляют ее с отвращением относиться к большевику как «безбожнику». Противопоставление христианской веры и коммунистической идеологии отражено в конфликтах героини с дочерью и ее женихом, коммунистом. В конце рассказа этот большевик играет роль помощника как приносящий дрова в дом героини и вносящий надежду в ее судьбу.
Итак, в рассказе наблюдаются различные типы женских персонажей, принадлежащих к высшему классу (Домна Антипьевна Скакунова), низшему классу (героиня — Катерина Семеновна), а также образ «новой советской женщины» (Дуня). Катерина и Домна выступают как верующая женщина и представительница защитника старого порядка. Конфликт между ними и дочерью героини осложняется в связи с противоположными ценностями старого и нового.
Литература:
1. Веснина А.П. Крест // Красная новь. 1922. № 2. С. 87–99.
2. Рабоче-крестьянские писатели: библиографический указатель // сост. В. В. Львов-Рогачевский и Р.С. Мандельштам. М.; Л.: Изд. Общество, 1926. С. 17–18.
3. Челомбитко А.Н. Иванова-Веснина — жена Иванова. 2021. URL: https://proza.ru/2021/11/11/1081?ysclid=lb6u4hu1rk423758344
В журнале были изданы некоторые художественные произведения женщин-писательниц, такие как рассказы «Чемодан» (1921) и «Африканский брат» (1922) О. Форш, «Крест» (1922) А. Весниной, «В будний день» (1923) Л. Сейфуллиной и др. Рассмотрение творчества писательниц, сотрудничающих с названным журналом, помогает внести женскую перспективу в литературный процесс, обогащая представленные в литературе типы репрезентации образа женщины и их трансформацию в новую эпоху.
Предлагаемый доклад посвящен недостаточно изученному творчеству Анны Весниной, одной из новых писателей-пролетариев эпохи НЭПа. Изложенные в нем наблюдения и выводы входят в более общее исследование женской проблематики журнала «Красная Новь». Анна Павловна Иванова-Веснина является второй женой писателя Всеволода Вячеславовича Иванова с 1922 по 1927 гг. В Петрограде начинается сотрудничество Весниной с «Ежемесячным журналом» («Журнал для всех»), журналом «Пламя». Продолжается активное сотрудничество со следующими изданиями: «Грядущее» (1921), «Красная новь» (1922), «Литературная неделя» (1922) [Челомбитко 2021]. В Петрограде в издательстве Пролеткульта выпушены ее две книги рассказов «Завидное житье» (1920), «Малые Маяки» (1921). В Харькове опубликована другая книга рассказов «Рассказы. Не слуга. Отец» (1922) [Рабоче-крестьянские писатели 1926: 17–18].
Особое внимание в докладе уделяется рассказу Весиной «Крест» и, в частности, изучению образа его главной героини — матери — и ее социального статуса, христианской веры, а также ее взаимодействия с другими, второстепенными, женскими персонажами.
В основе рассказа находятся две главные темы — голод и холод. В нем изображена тяжелая жизнь семьи, живущей в подвале в начале 20-х гг. XX в. Героиня — Катерина Семеновна — переживает нехватку продовольствия и дров, терпит болезнь мужа и тяготы воспитания троих малолетних детей. Образ женщины-матери, переживающей голод, складывается в поведении героини, требующем стоять в длинной очереди за хлебом. Связанный с темой голода и холода мотив бедности отражается в изображении внешности героини и детей, а также интерьера их комнаты. Несчастливые семейные отношения и неизбежные семейные конфликты определяют трагический характер судьбы героини.
Героиня относится к низшему социальному классу. Она была прислугой у какого-то барина в дореволюционный период. Бывший социальный статус героини определяет ее лояльное отношение к господам и ее покорное отношения к собственной судьбе. Героиня часто изображается сочувствующей, особенно по отношению к людям с прежде высоким статусом или богатым людям.
Кроме этой героини, в рассказе представлены и другие женские персонажи. Среди них — принадлежащая к более высокому классу бывшая домовладельца Домна Антипьевна Скакунова. Образ этой представительницы купеческого сословия передается за счет ее снисходительного отношения к главной героине, неудовольствия к советским властям, а также ее чувства тоски по прошлому. Изображаемое в рассказе разрушение старого дома ее приятеля символизирует падение старого порядка. С этим возникает страх и неприятие персонажа возможной потери своего имущества.
В рассказе появляется еще один образ женщины — взрослая дочь героини Дуня. Дуня репрезентирует новую концепцию свободной любви и свободного брака. Дочь героини представлена как работница, женщина нового типа. Автор выстраивает отчетливо разные образы старой и новой женщин, передавая их конфликтные отношения как противопоставление старой матери и молодой дочери в обычной семье.
Образ героини как верующей формируется с помощью ее преданности кресту и постоянных молитв к Богу. Пренебрежение к себе в ее молитве контрастирует с почтением к Домне Антипьевне. Героиня воспринимает образ Домны Антипьевны не просто как благородную даму, но и как образец верующей христианки. «Крест» как важный символ, являясь в названии рассказа, встречается в тексте постоянно. «Крест» символизирует перенесенные героиней страдания, ее трагическую судьбу.
Христианская вера героини-матери и неразрывно связанное с ней покровительственное отношение к представителям старого порядка заставляют ее с отвращением относиться к большевику как «безбожнику». Противопоставление христианской веры и коммунистической идеологии отражено в конфликтах героини с дочерью и ее женихом, коммунистом. В конце рассказа этот большевик играет роль помощника как приносящий дрова в дом героини и вносящий надежду в ее судьбу.
Итак, в рассказе наблюдаются различные типы женских персонажей, принадлежащих к высшему классу (Домна Антипьевна Скакунова), низшему классу (героиня — Катерина Семеновна), а также образ «новой советской женщины» (Дуня). Катерина и Домна выступают как верующая женщина и представительница защитника старого порядка. Конфликт между ними и дочерью героини осложняется в связи с противоположными ценностями старого и нового.
Литература:
1. Веснина А.П. Крест // Красная новь. 1922. № 2. С. 87–99.
2. Рабоче-крестьянские писатели: библиографический указатель // сост. В. В. Львов-Рогачевский и Р.С. Мандельштам. М.; Л.: Изд. Общество, 1926. С. 17–18.
3. Челомбитко А.Н. Иванова-Веснина — жена Иванова. 2021. URL: https://proza.ru/2021/11/11/1081?ysclid=lb6u4hu1rk423758344