Языковые средства формирования хронотопа в антиутопическом рассказе (на материале рассказа Андрея Рубанова «Аз Иванов. Выход в деньги»)
Шифань Лоу
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
9 линия
2023-03-16
17:45 -
18:00
Ключевые слова, аннотация
Ключевые слова: хронотоп; антропонимы; топонимы;
наименования технических новшеств и реалий.
В последнее время актуализировались вопросы, связанные с языковыми средствами при формировании хронотопа антиутопического текста. Предметом являются языковые средства формирования хронотопа в антиутопическом рассказе (на материале рассказа Андрея Рубанова «Аз Иванов. Выход в деньги»).
Опираясь на работу Е. В. Малышевой, проанализируем хронотоп в данном рассказе. Теоретически время и пространство всегда взаимосвязаны и неразделимы, но мы можем анализировать их отдельно для удобства описания. Эксплицитная и имплицитная локализации хронотопа осуществляются с помощью маркеров времени и пространства: антропонимов, топонимов, наименований технических новшеств и реалий. Все эти средства выражения формирования хронотопа позволяют читателю познакомиться со структурой хронотопа в рассказе «Аз Иванов. Выход в деньги» и воспринимать роль реальных маркеров в процессе создания хротопа.
В последнее время актуализировались вопросы, связанные с языковыми средствами при формировании хронотопа антиутопического текста. Предметом являются языковые средства формирования хронотопа в антиутопическом рассказе (на материале рассказа Андрея Рубанова «Аз Иванов. Выход в деньги»).
Опираясь на работу Е. В. Малышевой, проанализируем хронотоп в данном рассказе. Теоретически время и пространство всегда взаимосвязаны и неразделимы, но мы можем анализировать их отдельно для удобства описания. Эксплицитная и имплицитная локализации хронотопа осуществляются с помощью маркеров времени и пространства: антропонимов, топонимов, наименований технических новшеств и реалий. Все эти средства выражения формирования хронотопа позволяют читателю познакомиться со структурой хронотопа в рассказе «Аз Иванов. Выход в деньги» и воспринимать роль реальных маркеров в процессе создания хротопа.
Тезисы
В докладе
анализируются языковые средства формирования хронотопа в антиутопическом
рассказе Андрея Рубанова «Аз Иванов. Выход в деньги». Этот рассказ построен по
принципу «текст в тексте», он состоит из 7 частей. Первая часть — комментарий
рассказчика. Остальные 6 частей — статья об изобретателе умных денег Азе
Иванове, написанная «группой анонимных авторов из Москвы, Барнаула,
Владивостока, Дели, Пекина и Бангкока».
Опираясь на работу Е. В. Малышевой, проанализируем хронотоп в данном рассказе. Пространство в этом рассказе многомерно, оно соотносится со структурной реального и нереального географического пространства. При описании пространства в рассказе используются разные маркеры. Во-первых, реальные топонимы создают иллюзию достоверности. Например, город Горно-Алтайск, МГУ, США, Китай, Южная Корея, Москва и т.д.. Также употребляются ирреальные антропонимы: вымышленный первый глава Азиобанка — Альфред Треф, имена героев рассказа Аз Иванов и Мария Тихомирова, Анатолий Крамер.
В рассказе используются маркеры наименования новшеств. Использование ирреального наименования «Азиобанк» подчёркивает, что это художественный вымысел.
Пространственная структура текста складывается из пространств отдельных персонажей. Аз Иванов вступает в отношения с представителями власти, пытаясь осуществить свой проект новой мировой валюты. Он относится к подпространству героя-бунтаря. Анатолий Крамер относится к подпространству антигероя. Подпространство представителя власти в этом рассказе проявляется в действии Спецслужб.
Подпространство анонимных авторов статьи совершенно отличается от других подпространств. Авторы статьи относятся к подпространству иного мира. Рассказчик даёт свои оценки изложенному в статье. В конце статьи написано: Данная работа написана в 2073-2075 годах по заказу фонда Альфреда Трефа группой анонимных авторов из Москвы, Барнаула, Владивостока, Дели, Пекина и Бангкока [Рубанов 2022: 29]. Для авторов статьи пространство Альфреда Трефа — это настоящее; мир, описанный в статье, — прошлое. Также Москва, Барнаул, Владивосток, Дели, Пекин и Бангкок остаются в настоящем, но для нас, читателей, — уже в будущем.
Временная структура носит многомерную характеристику. В антиутопической работе всегда нарисовано будущее. Временная локализация в этом рассказе включает эксплицитную и имплицитную форму.
Эксплицитная временная локализация имеет два вида реализации: точные даты художественных событий, абсолютные показатели времени. Например, Иванов родился 15 июня 2006 года; Трёхсекундная война началось в 2033 году; данная работа написана в 2073-2075 годах. Все эти точные даты находятся во временной системе координат, как точка на временной оси.
Эксплицитная временная локализация осуществляется в тексте с помощью абсолютных показателей времени [Малышева 1998: 58]. Например, нечто подобное произошло во второй половине 40-х годов XX века [Рубанов 2022: 18]. Этот эксплицитный показатель косвенно указывает то, что действие произошло в прошлом.
Под имплицитной структурой времени мы понимаем структуру, которая непосредственно не дана рассматриваемым языковым выражением, но предполагается в нем, подсказывается им или окружающими его иными языковыми выражениями, выводится из них посредством нашей интерпретации [Молчанова 1988: 12]. При имплицитной временной локализации используются маркеры времени, включающие антропонимы, топонимы, наименование технических новшеств и определение реалий.
В данном рассказе один реальный антропоним — Лаврентий Берия. Он был руководителем работ по сознанию советской атомной бомбы. Иванов, Мария, Треф и Анатолий — вымышленные антропонимы. Среди них Треф ассоциирован с реальным Грефом, первым главой Сбербанка. Сравним Азиобанк и Сбербанк, мы можем узнать, что первый намекает на будущее для читателя. Что касается топонимов, страны, города и других мест, упомянутых в статье, они являются реальными топонимами.
В этом рассказе называются реальные и вымышленные технические новшества и реалии. Проект «амеро» и «нафта», Терминатор и Скайнет существуют в нашем мире, но стали устаревшими в рассказе. Выход в деньги также является реальным понятием в реальности, но приобретает иное значение в этой статье. Он (Иванов) хотел, чтобы у новой валюты было сознание её разработчика. Иванов в шутку называл это «выходом в деньги» [Рубанов 2022: 26]. Суперкомпьютер, просчитывающий модели будущих войн, просто является авторским вымыслом. Искусственные интеллекты тоже представляются ирреальными. В общем, реальные и нереальные наименования показывают, что настоящий мир с точки зрения героев является будущим миром с точки зрения читателя.
Таким образом, мы проанализировали маркеры времени и пространства: топонимы, антропонимы, наименования технических новшеств и реалий. Все эти средства выражения формирования хронотопа позволяют читателю познакомиться со структурой хронотопа в рассказе «Аз Иванов. Выход в деньги» и воспринимать роль реальных маркеров в процессе создания хронотопа. Исходя из этого можно сделать вывод, что общество, изображенное в тексте, — будущее с точки зрения читателя, где искусственные интеллекты являются ведущими. Однако они рассматривают людей как низшую форму жизни. Конечно, это не ожидание героя-бунтаря Иванова. В заключение важно отметить, что данный рассказ позволяет людям думать и размышлять о будущем.
Список литературы
1. Молчанова Г. Г. Семантика художественного текста (импликативные аспекты коммуникации). - Ташкент: Фан, 1988. 164с.
2. Малышева Е. В. Структурно-композиционные и лингвостилистические особенности антиутопии как особого типа текста: дис.. канд. филол. наук: 10.02.04./Малышева Елена Владимировна. — Санкт-Петербург, 1998. 154 с.
Источник
1. Рубанов А. Аз Иванов. Выход в деньги//Время вышло. Современная русская антиутопия. — М.: Альпина нон-фишки, 2022. С. 9-30.
Опираясь на работу Е. В. Малышевой, проанализируем хронотоп в данном рассказе. Пространство в этом рассказе многомерно, оно соотносится со структурной реального и нереального географического пространства. При описании пространства в рассказе используются разные маркеры. Во-первых, реальные топонимы создают иллюзию достоверности. Например, город Горно-Алтайск, МГУ, США, Китай, Южная Корея, Москва и т.д.. Также употребляются ирреальные антропонимы: вымышленный первый глава Азиобанка — Альфред Треф, имена героев рассказа Аз Иванов и Мария Тихомирова, Анатолий Крамер.
В рассказе используются маркеры наименования новшеств. Использование ирреального наименования «Азиобанк» подчёркивает, что это художественный вымысел.
Пространственная структура текста складывается из пространств отдельных персонажей. Аз Иванов вступает в отношения с представителями власти, пытаясь осуществить свой проект новой мировой валюты. Он относится к подпространству героя-бунтаря. Анатолий Крамер относится к подпространству антигероя. Подпространство представителя власти в этом рассказе проявляется в действии Спецслужб.
Подпространство анонимных авторов статьи совершенно отличается от других подпространств. Авторы статьи относятся к подпространству иного мира. Рассказчик даёт свои оценки изложенному в статье. В конце статьи написано: Данная работа написана в 2073-2075 годах по заказу фонда Альфреда Трефа группой анонимных авторов из Москвы, Барнаула, Владивостока, Дели, Пекина и Бангкока [Рубанов 2022: 29]. Для авторов статьи пространство Альфреда Трефа — это настоящее; мир, описанный в статье, — прошлое. Также Москва, Барнаул, Владивосток, Дели, Пекин и Бангкок остаются в настоящем, но для нас, читателей, — уже в будущем.
Временная структура носит многомерную характеристику. В антиутопической работе всегда нарисовано будущее. Временная локализация в этом рассказе включает эксплицитную и имплицитную форму.
Эксплицитная временная локализация имеет два вида реализации: точные даты художественных событий, абсолютные показатели времени. Например, Иванов родился 15 июня 2006 года; Трёхсекундная война началось в 2033 году; данная работа написана в 2073-2075 годах. Все эти точные даты находятся во временной системе координат, как точка на временной оси.
Эксплицитная временная локализация осуществляется в тексте с помощью абсолютных показателей времени [Малышева 1998: 58]. Например, нечто подобное произошло во второй половине 40-х годов XX века [Рубанов 2022: 18]. Этот эксплицитный показатель косвенно указывает то, что действие произошло в прошлом.
Под имплицитной структурой времени мы понимаем структуру, которая непосредственно не дана рассматриваемым языковым выражением, но предполагается в нем, подсказывается им или окружающими его иными языковыми выражениями, выводится из них посредством нашей интерпретации [Молчанова 1988: 12]. При имплицитной временной локализации используются маркеры времени, включающие антропонимы, топонимы, наименование технических новшеств и определение реалий.
В данном рассказе один реальный антропоним — Лаврентий Берия. Он был руководителем работ по сознанию советской атомной бомбы. Иванов, Мария, Треф и Анатолий — вымышленные антропонимы. Среди них Треф ассоциирован с реальным Грефом, первым главой Сбербанка. Сравним Азиобанк и Сбербанк, мы можем узнать, что первый намекает на будущее для читателя. Что касается топонимов, страны, города и других мест, упомянутых в статье, они являются реальными топонимами.
В этом рассказе называются реальные и вымышленные технические новшества и реалии. Проект «амеро» и «нафта», Терминатор и Скайнет существуют в нашем мире, но стали устаревшими в рассказе. Выход в деньги также является реальным понятием в реальности, но приобретает иное значение в этой статье. Он (Иванов) хотел, чтобы у новой валюты было сознание её разработчика. Иванов в шутку называл это «выходом в деньги» [Рубанов 2022: 26]. Суперкомпьютер, просчитывающий модели будущих войн, просто является авторским вымыслом. Искусственные интеллекты тоже представляются ирреальными. В общем, реальные и нереальные наименования показывают, что настоящий мир с точки зрения героев является будущим миром с точки зрения читателя.
Таким образом, мы проанализировали маркеры времени и пространства: топонимы, антропонимы, наименования технических новшеств и реалий. Все эти средства выражения формирования хронотопа позволяют читателю познакомиться со структурой хронотопа в рассказе «Аз Иванов. Выход в деньги» и воспринимать роль реальных маркеров в процессе создания хронотопа. Исходя из этого можно сделать вывод, что общество, изображенное в тексте, — будущее с точки зрения читателя, где искусственные интеллекты являются ведущими. Однако они рассматривают людей как низшую форму жизни. Конечно, это не ожидание героя-бунтаря Иванова. В заключение важно отметить, что данный рассказ позволяет людям думать и размышлять о будущем.
Список литературы
1. Молчанова Г. Г. Семантика художественного текста (импликативные аспекты коммуникации). - Ташкент: Фан, 1988. 164с.
2. Малышева Е. В. Структурно-композиционные и лингвостилистические особенности антиутопии как особого типа текста: дис.. канд. филол. наук: 10.02.04./Малышева Елена Владимировна. — Санкт-Петербург, 1998. 154 с.
Источник
1. Рубанов А. Аз Иванов. Выход в деньги//Время вышло. Современная русская антиутопия. — М.: Альпина нон-фишки, 2022. С. 9-30.