Стратегия использует автора / The strategy uses the author
Ольга Борисовна Сизова
Докладчик
научный сотрудник
Институт лингвистических исследований РАН
Институт лингвистических исследований РАН
195
2023-03-18
16:00 -
16:25
Ключевые слова, аннотация
Стилистика; хиазм; парономазия
В исследовании рассматриваются причины актуализации таких средств выразительности, как хиазм и паронимическая аттракция, сопоставляются с механизмами таких сбоев процесса порождения высказывания, как фонетико-семантические синкреты и лексический метатезис, являющихся дифференциальными характеристиками двух стратегий освоения языка в детстве. Обосновывается предположение о том, что доминирование механизмов, обеспечивающих каждого из сбоев, основано на превалировании определенных конфигураций высших кортикальных функций.
In study, the reasons for actualization of such expressive means as chiasm and paronomasia are compared with mechanisms of failures in process of utterance generating, such as phonetic-semantic syncretes and lexical metathesis, which are differential characteristics of two strategies for language acquisition. Dominance of mechanisms providing each of failures is based on prevalence of certain configurations of higher cortical functions.
В исследовании рассматриваются причины актуализации таких средств выразительности, как хиазм и паронимическая аттракция, сопоставляются с механизмами таких сбоев процесса порождения высказывания, как фонетико-семантические синкреты и лексический метатезис, являющихся дифференциальными характеристиками двух стратегий освоения языка в детстве. Обосновывается предположение о том, что доминирование механизмов, обеспечивающих каждого из сбоев, основано на превалировании определенных конфигураций высших кортикальных функций.
In study, the reasons for actualization of such expressive means as chiasm and paronomasia are compared with mechanisms of failures in process of utterance generating, such as phonetic-semantic syncretes and lexical metathesis, which are differential characteristics of two strategies for language acquisition. Dominance of mechanisms providing each of failures is based on prevalence of certain configurations of higher cortical functions.
Тезисы
Новые смыслы, коннотации обнаруживаются в тексте читателем
благодаря использованию автором выразительных средств языка, но вопрос об
интенциональности, осознанности применения художественных приемов требует
дополнительного обсуждения. Анализ таких средств выразительности, как хиазм и
паронимическая аттракция, позволяет сопоставить причины их актуализации в
тексте с механизмами таких сбоев синтаксического и лексического уровней
процесса порождения высказывания, как фонетико-семантические синкреты [Сизова
2022] и лексический метатезис [Сизова
2021].
Подобного рода сбои встречаются в речи взрослых носителей языка, а также
являются дифференциальными характеристиками двух стратегий освоения языка в
детстве. Обоснованной представляется выдвижение гипотезы о принадлежности
механизмов описываемых явлений к бессознательному уровню процессов порождения
высказывания. В свою очередь, доминирование механизмов, обеспечивающих
порождение синкретов или лексического метатезиса, основано на превалировании
определенных конфигураций высших кортикальных функций.
Механизм непроизвольного хиазма — это сбой взаимодействия
лексического и синтаксического выборов: если лексема выбирается раньше
синтаксической модели, слово может оказаться в неуместной синтаксической
позиции, и в результате происходит взаимозамещение двух субстантивных лексем. Смысл
высказывания изменяется, в случае речевого сбоя не находя референциального
соответствия во внеязыковой реальности, в случае стилистического приема
формируя новый смысл в параллели с высказыванием со стандартными позициями
обеих субстантивных лексем [Норман 2013]. Подобные сбои в детской речи
встречаются редко и более свойственны детям референциальной стратегии, раннее
развитие которых характеризуется продолжительностью фазы голофраз, однословных
высказываний, чаще всего реализуемых посредством субстантивной лексемы. Тенденция
выбирать лексему прежде синтаксической структуры коренится в особенностях
раннего развития речи, когда синтаксические структуры еще не представлены в
экспрессивной речи ребенка. Длительное
сохранение описанного способа оформления высказывания обусловлено отставанием у
референциальных детей развития функций передней коры, обеспечивающей
программирование развертывания как высказывания, так и других разнокомпонентных
единиц языка, например, неодносложных слов неитеративной структуры. Отстающая в развитии способность к
переключению от реализованной речевой единицы (слог на лексическом уровне,
слово на синтаксическом уровне) формирует в качестве базовой, стереотипной
стратегии склонность к первоочередной реализации наиболее перцептивно выпуклого
первого и/или ударного слога слова или лексемы, обозначающей наиболее перцептивно
выпуклый и значимый элемент ситуации. На ранних этапах эти единицы оказываются
знаконосителями, заменяющими многосложное слово или многокомпонентное
высказывание. Позже референциальный ребенок осваивает навыки переключения,
овладевая слоговой структурой слов и синтаксическими моделями высказываний. Но
укорененный механизм маркирования значения единичным слогом или словом в
процессе живого порождения высказывания может предшествовать реализации
освоенной слоговой или синтаксической структуры. Именно в этом случае слово
попадает в неуместную синтаксическую позицию, а стереотипно достраиваемое
предложение оказывается содержащим непроизвольный хиазм, лексический метатезис,
равно как достраивание слоговой структуры слова после неуместной инициальной
реализации одного из слогов приводит к метатезису фонетическому. Описанный
механизм, единый для лексического и синтаксического уровней порождения
высказывания, является базовым для носителей референциальной стратегии, его
воспроизведение обнаруживается и в речевых сбоях взрослых носителей
аналитического когнитивного стиля. Также именно у носителей аналитического
стиля вероятен более легкий доступ к использованию хиазма как речевого и
стилистического приема.
Фонетическое сходство экспонентов лексем оказывается причиной
паронимии как речевого сбоя и базой парономазии/паронимической аттракции как
стилистического приема. Взаимозамещение
сходно звучащих лексем в речи или последовательная их актуализация в
поэтическом тексте порождает семантические инновации [Григорьев 1979].
Явление, при котором фонетические характеристики двух или более сходно звучащих
лексем буквально совмещаются внутри одного экспонента, выявлено в речи детей
экспрессивного стиля и представляет собой фонетико-семантические синкреты.
Причина их появления - свойственная детям этого стиля нестабильность
фонетической системы вследствие диффузности сенсорных эталонов артикуляции в
теменной коре. Нестабильность означающих влияет на дифференциацию означаемых, сказываясь
на формировании лексического и семантического уровней языка. Однако
впоследствии именно дети экспрессивной стратегии обнаруживают способность к
мотивировке паронимических отношений. В речи взрослых носителей холистического
когнитивного стиля, формирующегося на базе экспрессивной стратегии, выявляются
не только паронимические сбои, но и лексические инновации, использующие
креативный потенциал парономазии. Эти данные обосновывают предположение о
возможном единстве механизмов возникновения синкретов и парономазии как
стилистического приема.
Перспективой исследования может стать анализ художественных
текстов с использованием хиазма и паронимической аттракции с целью выявления в
них других признаков аналитического и холистического когнитивных стилей.
Литература
1. Григорьев В.П. Поэтика слова. М. 1979. 344 с.
2. Норман Б.Ю. Когнитивный синтаксис русского языка М. 2013. 254 с.
3. Сизова О.Б. К вопросу о едином механизме метатезиса в словах и высказываниях // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности: труды Уральского психолингвистического общества. 2021. Вып. 19. С. 83–88
4. Сизова О.Б. «Два по цене одного»: одна (или две?) модели порождения лексических инноваций в детской речи // Проблемы онтолингвистики — 2022: речевой мир ребенка. 2022. С 166.
Литература
1. Григорьев В.П. Поэтика слова. М. 1979. 344 с.
2. Норман Б.Ю. Когнитивный синтаксис русского языка М. 2013. 254 с.
3. Сизова О.Б. К вопросу о едином механизме метатезиса в словах и высказываниях // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности: труды Уральского психолингвистического общества. 2021. Вып. 19. С. 83–88
4. Сизова О.Б. «Два по цене одного»: одна (или две?) модели порождения лексических инноваций в детской речи // Проблемы онтолингвистики — 2022: речевой мир ребенка. 2022. С 166.