LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

«Раскачивание» между искренностью и иронией: «Infinite Jest» Дэвида Фостера Уоллеса как метамодернистский роман / “Oscillating” between sincerity and irony: David Foster Wallace’s Infinite Jest as a metamodern novel

Виолетта Александровна Каяво
Докладчик
ассистент
Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина

4-у
2023-03-15
15:30 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: метамодернизм; постмодернизм; Д. Ф. Уоллес; ирония.
Аннотация. Д. Ф. Уоллес первым отметил «застой» в литературе, причиной которого явилась ирония постмодернизма, и ознаменовал переход к мироощущению, где должна главенствовать искренность. Исследователи также отмечают, что на смену постмодернизму приходит «метамодернизм», сочетающий в себе иронию, но также правдоподобие и искренность, к которым и стремился Уоллес. Показаны некоторые примеры такого сочетания в романе Уоллеса “Infinite Jest”.

Keywords: metamodernism; postmodernism; D. F. Wallace; irony. 
Abstract. D. F. Wallace was the first to note the "stasis" in literature, the cause of which was the irony of postmodernism, marking the transition to a worldview, where sincerity should prevail. Researchers also note that postmodernism has been replaced by “metamodernism” that combines irony and also authenticity and sincerity Wallace aspired to. Some examples of this combination in “Infinite Jest” are shown.

Тезисы

Как пишет Ноа Баннелл в статье «Oscillating from a Distance: A Study of Metamodernism In Theory and Practice», временные и смысловые границы «модернизма» и «постмодернизма» размыты, и определить, где заканчивается одно культурное мироощущение и начинается другое, сложно, хотя мы можем сделать это приблизительно [Bunnell 2015: 1]. Например, идею о том, что постмодернизм «мертв», западные теоретики и историки искусства обсуждают с начала 1990-х [Bunnell 2015: 1]; в новом веке Т. Вермюлен и Р. ван ден Аккер говорят об окончании постмодернизма ввиду развития цифровой эпохи, политической и экономической нестабильности, и объявляют о появлении новой «структуры ощущений» или же «восприятия, которое конструирует» — метамодернизма [Vermeulen & Akker 2010: 2]. Фраза «структура ощущений» была выбрана, потому что исследователи стремятся избегать таких ограничивающих понятий, как «концепт», «философия» или «программа»; также отмечается, что термин «метамодернизм», который они популяризировали, каждый может использовать как пожелает. Таким образом, голландские исследователи показывают его неопределенность и гибкость, но при этом сохраняют идею о том, что нечто новое пришло на смену постмодернизму или же, возможно, дополняет его. Также, несмотря на размытость понятия «метамодернизм», авторы все же стараются отметить его основные черты; и, если здесь говорить о современной литературе, то это преимущественно стремление к искренности, неравнодушию и отказу от иронии; обращение к человеку, к его «я»; психологизм; возрождение таких ценностей, как любовь, справедливость, милосердие — то есть, отражение подлинных человеческих чувств.Часто в контекст метамодернизма вписывают творчество американского писателя Дэвида Фостера Уоллеса (1962–2008), создавшего свой magnum opus «Infinite Jest» («Бесконечная шутка»), который горячо обсуждается критиками и исследователями даже спустя 27 лет после публикации. До выпуска этого романа, в эссе 1993 года «E Unibus Pluram: Television and U. S. Fiction», Уоллес рассуждал об «отчаянии и застое» в американской литературе [Wallace 1993: 171]. Причины он нашел в особенностях постмодернизма, а именно в иронии (что значит говорить то, что противоположно истинному значению) и цинизме, искажающими восприятие американских писателей. Уоллес приводит телевидение в качестве доказательства существования иронии в культуре, и как её метафору: телевидение не дает объективной и правдивой реальности, хотя создает эту иллюзию за счет того, что люди в экране ведут себя «естественно»; зрителю же кажется, что он становится свидетелем реальной жизни, хотя это не так. Телевидение представляет собой противоречие между тем, что показано и тем, что сказано, и тем, что существует в реальности, как и ирония.Уоллес призывает авторов отказаться от иронии и цинизма и стать «анти-бунтарями», с уважением «поддержать однозначные ценности» и «немодные» человеческие проблемы — то есть, быть «too sincere», «слишком искренними» и сентиментальными [Wallace 1993: 192–193]. Иногда Уоллеса также называют основоположником направления «New Sincerity», провозглашающего важность опыта и характера индивидуума, однако сам автор не использует данной формулировки в эссе и также не говорит о «метамодернизме», однако подмечает появление «пост-постмодернизма» как нечто пришедшее на смену постмодернизму. Часто «пост-постмодернизм» и «метамодернизм» используют как взаимозаменяемые термины. В работе высказывается предположение, что вписывание Уоллеса в контекст метамодернизма все же не случайно: например, в романе «Infinite Jest» воплощается идея Вермюлена и ван ден Аккера об «осцилляции» — раскачивании между модернизмом и постмодернизмом, а именно между приверженностью и энтузиазмом первого понятия и отчужденностью и иронией второго (отсюда приставка «мета» — от греч. μεταξύ «между») [Vermeulen & Akker 2010: 5–6]. В «Infinite Jest» Уоллес использует постмодернистскую нелинейность, фрагментарность повествования, чрезмерную детальность описаний и многоголосье. В то же время, Уоллес обыгрывает свое эссе, а именно идею о непринятии иронии и стремление к искренности, пользуясь этой же иронией в романе «Infinite Jest». Например, смерть Гийома Дюплесси  —квебекского сепаратиста и члена террористической ячейки — происходит во время ограбления его дома одним из главных персонажей, наркоманом Доном Гейтли. Причем это роковая и комичная случайность: у Дюплесси был заложен нос, и рот забит кляпом Гейтли — он умер попросту от того, что не мог дышать [Wallace 2009: 131]. Здесь есть драматическая ирония: читатели знают, от чего умер Дюплесси, в то время как террористы не могут в это поверить и считают его смерть правительственным заказом. В главах, посвященных собраниям реабилитационной клиники, где зависимые рассказывают о своих проблемах, мы можем увидеть, как они относятся к иронии. Автор описывает вербальную иронию как «causal attribution» (каузальную атрибуцию) — т. е., в исповедях наркоманов она есть жалость к себе и объяснение причин зависимости [Wallace 2009: 755]. Пациенты клиники хотят искренности, правдивости и признания ошибок другими зависимыми; ирония же — попытка найти оправдание этим ошибкам, и это считается неприемлемым.Дальнейшее исследование может быть связано с расширением перечня особенностей метамодернизма в литературе и попыткой найти их в других произведениях Д.Ф. Уоллеса, чтобы поместить его творчество в более широкий культурный контекст. 
Литература:
1. Bunnell, N. (2015). Oscillating from a Distance: A Study of Metamodernism in Theory and Practice. Undergraduate Journal of Humanistic Studies. 2015. Vol. I. P. 18.
2. Vermeulen, T. & Akker, R. van den. Notes on metamodernism // Journal of Aesthetics & Culture. 2010. 2(1). P. 114. DOI: 10.3402/jac.v2i0.5677
3. Wallace, D. F. E Unibus Pluram: Television and U. S. Fiction // Review of Contemporary Fiction. 1993. 13(2). P. 151194.
4. Wallace, D. F. Infinite Jest. Little, Brown and Company, 2009. Text : electronic. — 2253 p.