Революционный «Тартюф»: постановка 1929 г. в Госдраме.
Вероника Дмитриевна Алташина
Докладчик
ассистент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
190
2023-03-17
20:00 -
20:30
Ключевые слова, аннотация
Тартюф, Мольер, Госдрама, В. Петров, революционный
театр
Тезисы
Публикацию не планирую.
«Театр, более чем какое-либо другое искусство, существует
во времени. Поэтому нет, не было и не будет «единого и вечного» Шекспира и
Мольера, а есть только текст драматических произведений этих писателей, всегда
различно звучащий со сценической площадки в различные эпохи; причём идеология
театра всегда определяет и целевую установку спектакля», - писали представители
творческого содружества Н. П. Акимов (1901-1968), Н. В. Петров (1890-1964) и В.
Н. Соловьев (1887-1941) в программной декларации режиссуры о «технологии спектакля»
от 1 декабря 1929 г., предварявшей премьеру1 и в буклете,
предназначенном для зрителей2. «Тартюф» в Государственном академическом театре (ныне «Национальный
драматический театр России (Александринский)») был первым опытом новой сценической
интерпретации классического репертуара - «спектакли – ревизии классики». Как
отмечала критика, выбор был правилен: «злой мольеровской сатире, беспощадно
разящей ханжество и лицемерие – честь и
место в нашем советском театре»3.
Однако постановка вызвала противоречивые отклики и полемику (более 15
статей в популярных газетах и журналах). Авторское содружество поставило перед
собой целью раздвинуть рамки смыслов и связей мольеровской комедии, усилить
смысловую и идейную нагрузку отдельных элементов, расширить и актуализировать
понятие тартюфства, придав ему современное звучание, поскольку тенденция к
обобщению и типизации была чрезвычайно важна для революционного театра. Почему именно «Тартюф» дал возможность
построить второй ряд актуальных смысловых
связей и каким образом это оказалось
возможным при полном сохранении мольеровского текста, новый перевод которого
специально для спектакля был заказан М.Лозинскому? На эти вопросы мы постараемся
ответить в докладе, обратившись к
анализу интермедий с участием политических деятелей эпохи, костюмов и
декораций, а также к программным заявлениям авторов спектакля.
1. К
постановке «Тартюфа». // Жизнь искусства. Ленинград. 1929.
№ 48. С. 12—13.
2. Тартюф.
Комедия в 5 актах. Ленинград: Издание Гос. академ. театра драмы, 1929, с. 7
3. «Тартюф»
в декларации и на практике// Жизнь в искусстве, 15 декабря 1929, № 50.
С. 6.