LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Революционный «Тартюф»: постановка 1929 г. в Госдраме.

Вероника Дмитриевна Алташина
Докладчик
ассистент
Санкт-Петербургский государственный университет

190
2023-03-17
20:00 - 20:30

Ключевые слова, аннотация

Тартюф, Мольер, Госдрама, В. Петров, революционный театр

Тезисы

Публикацию не планирую.

«Театр, более чем какое-либо другое искусство, существует во времени. Поэтому нет, не было и не будет «единого и вечного» Шекспира и Мольера, а есть только текст драматических произведений этих писателей, всегда различно звучащий со сценической площадки в различные эпохи; причём идеология театра всегда определяет и целевую установку спектакля», - писали представители творческого содружества Н. П. Акимов (1901-1968), Н. В. Петров (1890-1964) и В. Н. Соловьев (1887-1941) в программной  декларации режиссуры о «технологии спектакля» от 1 декабря 1929 г., предварявшей премьеру1 и в буклете, предназначенном для зрителей2. «Тартюф» в Государственном академическом театре (ныне «Национальный драматический театр России (Александринский)») был первым опытом новой сценической интерпретации классического репертуара - «спектакли – ревизии классики». Как отмечала критика, выбор был правилен: «злой мольеровской сатире, беспощадно разящей ханжество  и лицемерие – честь и место в нашем советском театре»3.  Однако постановка вызвала противоречивые отклики и полемику (более 15 статей в популярных газетах и журналах). Авторское содружество поставило перед собой целью раздвинуть рамки смыслов и связей мольеровской комедии, усилить смысловую и идейную нагрузку отдельных элементов, расширить и актуализировать понятие тартюфства, придав ему современное звучание, поскольку тенденция к обобщению и типизации была чрезвычайно важна для революционного театра.  Почему именно «Тартюф» дал возможность построить второй ряд  актуальных смысловых связей и  каким образом это оказалось возможным при полном сохранении мольеровского текста, новый перевод которого специально для спектакля был заказан М.Лозинскому? На эти вопросы мы постараемся ответить  в докладе, обратившись к анализу интермедий с участием политических деятелей эпохи, костюмов и декораций, а также к программным заявлениям авторов спектакля.
 1. К постановке «Тартюфа». // Жизнь искусства. Ленинград.  1929.  № 48.  С. 12—13.
2. Тартюф. Комедия в 5 актах. Ленинград: Издание Гос. академ. театра драмы, 1929, с. 7
 3. «Тартюф» в декларации и на практике// Жизнь в искусстве, 15 декабря 1929,   № 50. С. 6.