«Женская» проповедь в «мужскую» эпоху / A "woman's" sermon in a "man's" era
Пётр Евгеньевич Бухаркин
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Институт лингвистических исследований РАН
Институт лингвистических исследований РАН
188
2023-03-15
16:15 -
16:45
Ключевые слова, аннотация
Аннотация: В докладе
рассматриваются торжественные проповеди петровского времени, посвященные
Богородичным праздникам и дням памяти тех женщин, которые были канонизированы
Русской Православной Церковью в качестве святых. Основное внимание уделяется
влиянию культурно-политического контекста на содержание проповедей.
Abstract: In my report I consider solemn prophecies created in the epoch of Peter the Great and dedicated to the holidays of Our Lady, Virgin Mary, and to the memorial days of those women who were canonized by the Russian Orthodox Church as the Saints. The main attention is paid to the influence of the cultural and political context made on the content of prophecies.
Ключевые слова: торжественная проповедь, барокко, петровское время, русская литература, Стефан Яворский, культурный контекст
Key words: solemn prophecy, baroque, Peter`s epoch, Stefan Yavorsky, cultural context
Abstract: In my report I consider solemn prophecies created in the epoch of Peter the Great and dedicated to the holidays of Our Lady, Virgin Mary, and to the memorial days of those women who were canonized by the Russian Orthodox Church as the Saints. The main attention is paid to the influence of the cultural and political context made on the content of prophecies.
Ключевые слова: торжественная проповедь, барокко, петровское время, русская литература, Стефан Яворский, культурный контекст
Key words: solemn prophecy, baroque, Peter`s epoch, Stefan Yavorsky, cultural context
Тезисы
В докладе речь пойдет о
проповедях, посвященных «женским» церковным дням, т.е. Богородичным праздникам
(в том числе – Богородичным иконам) или дням памяти подвижниц, канонизированных
церковью в качестве святых. Материалом послужат в первую очередь проповеди
Стефана Яворского, одного из наиболее ярких не просто проповедников, но и
вообще литераторов Петровской эпохи, а также проповеди его культурного
круга.
Торжественная проповедь публична и по своей природе она обращена к людям. Потому церковная проповедь, тем более проповедь праздничная и, к тому же архиерейская, в обязательном порядке должна была реализовывать запросы того окружения, в котором она существовала; запросы эти полностью зависели от государства, определявшего в петровскую эпоху все стороны официальной жизни на высших ее уровнях, в том числе – и религиозные. В тех сферах русской духовной жизни, что имели явно публичный характер и находились в зоне самого пристального внимания власти и ее высшего носителя – царя/императора – преобладали темы и соответствующие им образы прежде всего викториального типа: требовалось прославление побед преображаемой империи, воспевание ее величия и ее Богохранимости, проступающей в первую очередь в великолепии государственного величия. Этим близкие ко двору церковные сановники и занимались, одним из самых выразительных и требуемых властью проявлений их деятельности была как раз торжественная проповедь. Естественно, что ее проблематика невольно тяготела к темам войны и строительства. Трансформированная сущностными особенностями церковной проповеди, первоочередность этих тем сказалась в преимущественном внимании к Господским праздникам и к тем святым, с днями памяти которых связывались особо чтимые победы. В ряде случаев проповедники шли еще дальше, посвящая некоторые свои ораторские сочинения уже прямо государственным событиям, нередко привязанным к жизни царской семьи; выразительные примеры предоставляет тут творчество Феофана Прокоповича.
Подобная викториальность культуры того периода корреспондировала с явно доминирующим в петровскую эпоху «мужским» началом. О «мужском» типе петровской культуры, в первую очередь в ее придворном варианте, писала В. Проскурина, связывая ее с сакрализацией императорской власти и приводя в качестве примера характеристику императрицы Екатерины I в «Слове на погребение… Петра Великого» Ф. Прокоповича (1725 г.) [Проскурина 2006: 19-25]. Стоит обратить внимание на то, что высшим достоинством женщины как фигуры истории, считалось тогда как раз преодоление ею женского своего естества: женщина по натуре слаба (краткую характеристику женского гендера можно найти, например, у Феофана Прокоповича в «Слове… на тезоименитство благоверныя государыни Екатерины…»: «Женский пол по естеству безсильный, тонкий» [Прокопович 1961: 71], и желание (или необходимость) играть историческую роль требует от нее над этой слабостью подняться. Пожалуй, с наибольшей отчетливостью подобные представления прозвучали в манифесте от 15 ноября 1723 года о коронации Екатерины короною императрицы, черновой вариант которого был написан непосредственно самим Петром.
В этой духовно-интеллектуальной обстановке проповеди, связанные с женским гендером в его христианском церковном проявлении, т.е. посвященные Богородичным Праздникам (в том числе – Богородичным иконам) или дням памяти подвижниц, канонизированных церковью в качестве святых, оказывались на периферии; обращение к наследию крупнейших духовных авторов петровской эпохи это безусловно подтверждает. Не у одних лишь проповедников открыто провластной ориентации, таких как Феофан Прокопович или Гавриил Бужинский, но и у их церковных оппонентов, вроде Стефана Яворского, такие сочинения весьма немногочисленны, кроме того, многие из них посвящены Св. великомученице Екатерине, что откровенно связано с обстоятельствами придворной жизни: в честь этой святой получила свое православное имя императрица Екатерина I.
Эти, условно говоря, «женские» проповеди оказываются особенно интересными для понимания внутренних процессов, определявших развитие словесности рубежа XVII – XVIII вв. Тот культурно-психологический контекст, в котором они существовали, значительно увеличивал смысловое напряжение, которое было вообще характерно для эпидейктической барочной проповеди на восточнославянской почве. Дело в том, что преломленная женским гендером святость отчетливо вступала в противоречие с «мужским» характером петровской эпохи, в котором глорификация все более передвигала центр тяжести с Бога на Богохранимого (и даже – Богопосланного) Кесаря. В проповедях на «женские» дни это проявлялось по-разному. Нередко доминирующие в семантическом поле праздника мотивы трансформировались в сторону светской власти (проповеди Стефана Яворского «Слово похвальное на святую великомученицу Екатерину...», «Слово в неделю мироносиц...»). Одновременно с этим в проповедях сохранился другой аксиологический полюс – Бог. В качестве примера будет рассмотрена проповедь Стефана Яворского «Слово на вшествие в город Архангельский…», с ее темами умаления Христа и Божией Матери.
Литература:
Прокопович Ф. Сочинения. М. - Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1961.
Проскурина В. Мифы империи: литература и власть в эпоху Екатерины II. М., 2006.
Торжественная проповедь публична и по своей природе она обращена к людям. Потому церковная проповедь, тем более проповедь праздничная и, к тому же архиерейская, в обязательном порядке должна была реализовывать запросы того окружения, в котором она существовала; запросы эти полностью зависели от государства, определявшего в петровскую эпоху все стороны официальной жизни на высших ее уровнях, в том числе – и религиозные. В тех сферах русской духовной жизни, что имели явно публичный характер и находились в зоне самого пристального внимания власти и ее высшего носителя – царя/императора – преобладали темы и соответствующие им образы прежде всего викториального типа: требовалось прославление побед преображаемой империи, воспевание ее величия и ее Богохранимости, проступающей в первую очередь в великолепии государственного величия. Этим близкие ко двору церковные сановники и занимались, одним из самых выразительных и требуемых властью проявлений их деятельности была как раз торжественная проповедь. Естественно, что ее проблематика невольно тяготела к темам войны и строительства. Трансформированная сущностными особенностями церковной проповеди, первоочередность этих тем сказалась в преимущественном внимании к Господским праздникам и к тем святым, с днями памяти которых связывались особо чтимые победы. В ряде случаев проповедники шли еще дальше, посвящая некоторые свои ораторские сочинения уже прямо государственным событиям, нередко привязанным к жизни царской семьи; выразительные примеры предоставляет тут творчество Феофана Прокоповича.
Подобная викториальность культуры того периода корреспондировала с явно доминирующим в петровскую эпоху «мужским» началом. О «мужском» типе петровской культуры, в первую очередь в ее придворном варианте, писала В. Проскурина, связывая ее с сакрализацией императорской власти и приводя в качестве примера характеристику императрицы Екатерины I в «Слове на погребение… Петра Великого» Ф. Прокоповича (1725 г.) [Проскурина 2006: 19-25]. Стоит обратить внимание на то, что высшим достоинством женщины как фигуры истории, считалось тогда как раз преодоление ею женского своего естества: женщина по натуре слаба (краткую характеристику женского гендера можно найти, например, у Феофана Прокоповича в «Слове… на тезоименитство благоверныя государыни Екатерины…»: «Женский пол по естеству безсильный, тонкий» [Прокопович 1961: 71], и желание (или необходимость) играть историческую роль требует от нее над этой слабостью подняться. Пожалуй, с наибольшей отчетливостью подобные представления прозвучали в манифесте от 15 ноября 1723 года о коронации Екатерины короною императрицы, черновой вариант которого был написан непосредственно самим Петром.
В этой духовно-интеллектуальной обстановке проповеди, связанные с женским гендером в его христианском церковном проявлении, т.е. посвященные Богородичным Праздникам (в том числе – Богородичным иконам) или дням памяти подвижниц, канонизированных церковью в качестве святых, оказывались на периферии; обращение к наследию крупнейших духовных авторов петровской эпохи это безусловно подтверждает. Не у одних лишь проповедников открыто провластной ориентации, таких как Феофан Прокопович или Гавриил Бужинский, но и у их церковных оппонентов, вроде Стефана Яворского, такие сочинения весьма немногочисленны, кроме того, многие из них посвящены Св. великомученице Екатерине, что откровенно связано с обстоятельствами придворной жизни: в честь этой святой получила свое православное имя императрица Екатерина I.
Эти, условно говоря, «женские» проповеди оказываются особенно интересными для понимания внутренних процессов, определявших развитие словесности рубежа XVII – XVIII вв. Тот культурно-психологический контекст, в котором они существовали, значительно увеличивал смысловое напряжение, которое было вообще характерно для эпидейктической барочной проповеди на восточнославянской почве. Дело в том, что преломленная женским гендером святость отчетливо вступала в противоречие с «мужским» характером петровской эпохи, в котором глорификация все более передвигала центр тяжести с Бога на Богохранимого (и даже – Богопосланного) Кесаря. В проповедях на «женские» дни это проявлялось по-разному. Нередко доминирующие в семантическом поле праздника мотивы трансформировались в сторону светской власти (проповеди Стефана Яворского «Слово похвальное на святую великомученицу Екатерину...», «Слово в неделю мироносиц...»). Одновременно с этим в проповедях сохранился другой аксиологический полюс – Бог. В качестве примера будет рассмотрена проповедь Стефана Яворского «Слово на вшествие в город Архангельский…», с ее темами умаления Христа и Божией Матери.
Литература:
Прокопович Ф. Сочинения. М. - Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1961.
Проскурина В. Мифы империи: литература и власть в эпоху Екатерины II. М., 2006.