Номинативные автоотсылки в комедиях Мольера
Светлана Юрьевна Павлова
Докладчик
профессор
Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского
Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского
190
2023-03-17
18:30 -
19:00
Ключевые слова, аннотация
Ключевые слова: Мольер; комедия;
автоотсылка; автореференциальность; метатеатральность.
Аннотация: В докладе рассматриваются случаи использования номинативных автоотсылок в комедиях Мольера, которые являются составной частью более широкого явления автореференциальности. Наибольшее количество разного рода автоотсылок закономерно присутствует в пьесах теоретического характера «Критика “Урока женам”» (1663) и «Версальский экспромт» (1663), ставших театральным ответом драматурга на полемику вокруг его комедий и способствовавших утверждению нового понимания задач комедиографа. Упоминания Мольером собственного имени, названий своих пьес и имен героев встречаются и в других пьесах, не имеющих непосредственного отношения к театру на сюжетно-тематическом уровне, но также являющихся проявлением метатеатральности. Анализ номинативных автоотсылок позволяет выявить их функции, связанные с усилением комизма, с созданием атмосферы галантной игры, с рефлексией Мольера над жанром комедии и собственным творчеством.
Аннотация: В докладе рассматриваются случаи использования номинативных автоотсылок в комедиях Мольера, которые являются составной частью более широкого явления автореференциальности. Наибольшее количество разного рода автоотсылок закономерно присутствует в пьесах теоретического характера «Критика “Урока женам”» (1663) и «Версальский экспромт» (1663), ставших театральным ответом драматурга на полемику вокруг его комедий и способствовавших утверждению нового понимания задач комедиографа. Упоминания Мольером собственного имени, названий своих пьес и имен героев встречаются и в других пьесах, не имеющих непосредственного отношения к театру на сюжетно-тематическом уровне, но также являющихся проявлением метатеатральности. Анализ номинативных автоотсылок позволяет выявить их функции, связанные с усилением комизма, с созданием атмосферы галантной игры, с рефлексией Мольера над жанром комедии и собственным творчеством.
Тезисы
Публикация тезисов не планируется