LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Единицы ментальности в трудах В.В. Колесова

Марина Васильевна Пименова
Докладчик
профессор
Владимирский государственный университет

195
2023-03-14
18:00 - 18:20

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: В.В. Колесов; ментальность; концепт; концептум; концепция.
  
Аннотация. Доклад посвящен представлению единиц ментальности в трудах В.В. Колесова, среди которых концепты, отражающие первосмысл (концептум) и «выстраивающие» концепции (ментальные парадигмы) со-знания русского народа.

Keywords: V.V. Kolesov, mentality, concept, concept, concept.
Annotation. The report is devoted to the presentation of units of mentality in the works of V.V. Kolesov, among which are concepts reflecting the first meaning (conceptum) and "building" concepts (mental paradigms) of the knowledge of the Russian people.

Тезисы

Как известно, в своих последних трудах проф. В.В. Колесов обратился к обобщению и осмыслению всего им исследованного и накопленного — к философии языка, когнитивной лингвистике и концептологии.
Как отмечает В.В. Колесов в предисловии к своей монографии «Концептуальное поле русского сознания», изданной после ухода автора из жизни, данный труд 
— «…своеобразное практическое приложение» к книгам “Язык и ментальность” (СПб., 2000), “Философия русского слова” (СПб., 2002), “Русская ментальность в языке и тексте” (СПб., 2007) и серии “Древняя Русь” (СПб., 2000–2011), собранной в книге “Древнерусская цивилизация” (СПб., 2014) [Колесов 2021: 4].
В.В. Колесов рассматривает различные подходы к определению концепта как основной единице ментальности: 1) линия Абеляра: conception (концепция); 2) линия Аскольдова: conceptus (концепт); 3) линия Франка: conceptum (концептум), предлагая собственную емкую дефиницию: «Концепт — это сущность смысла, данная в знаке как выражение знания о мире. Или в редуцированной форме: Концепт есть сущностный смысл словесного знака, данный как знание»  [Там же: 24].
Продолжая размышления В.В. Колесова, а также отвлекаясь от понятия концепции (conception) и его философской, логической, психологической и пр. глобальных составляющих, отметим, что, по нашему мнению, концепт на лексико-семантическом уровне с чисто лингвистической точки зрения представляет собой по своей сути инвариант означаемого, единицу эмического (абстрактного) уровня (сопоставимую с фонемой, морфемой, лексемой, синтаксемой), которая на этическом (конкретном) уровне материально реализуется в концептуме (первосмысле), лексическом значении, сигнификате — интенсионале и экстенсионале, подобно тому, как фонема реализуется в звуках/аллофонах, морфема — в морфах/алломорфах, лексема — в словоформах и лексико-семантических вариантах, синтаксема — в синтагмах/предложениях и др. (см. также [Пименова 2021: 303–304]).
Концептуальное поле русского сознания можно получить, по мнению В.В. Колесова, при помощи последовательного наложения «…индивидуальных парадигм друг на друга. Например, последовательность ментальных парадигм София — вера — надежда — любовь, лик — лицо — личность — личина, ум — разум — рассудок — мудрость и т. п., совмещаясь, выстраивают общую структуру концептуального поля» [Колесов 2021: 94].
В.В. Колесов выделяет следующие ментальные парадигмы:
1) полные — с четырьмя составами (ум — разум — рассудок — мудрость, житие — жизнь — живот — жив(отное), мышление — ощущение — представление — наитие, быт — действительность — бытие — реальность, дух — духовность — душевность — душа, София — вера — надежда — любовь, лик — лицо — личина — личность, плоть — плотность — телесность — тело, право — правда — правильность — справедливость, враг — противник — неприятель — супостат, путь — дорога — тропа — стезя, гнев — ярость — лютость — гроза, грусть — тоска — печаль — скорбь, стыд — стыдливость — срамота — срам, страх — трепет — ужас — боязнь, удовольствие — удовлетворение — удовлетворенность — доволен; 
2) неполные парадигмы: «троичные» (власть  народ  закон), в том числе при отсутствующем концептуме (святость, смех, демократия; труд,  работа, дело), а также «двоичные» (общество  государство, вожак  вождь, добро  зло, свобода  воля, судьба  счастье, грех  вина, чудо  диво, ряд  порядок, долг  обязанность,  пространство  время, культура  цивилизация и др.  
Среди ментальных концептов  В.В. Колесов рассматривает методологию познания как идею, метод исследования — как раскрытие знака, методику описания — как анализ текста, представляя их в синергийном треугольнике отношений  [Колесов 2021: 101].   
Для нас особо значимы замечания В.В. Колесова, связанные с диахронией, с исторической последовательностью замен типов мышления (подробнее см. [Пименова 2021: 304–315]), «…преимущественно использовавших метонимию – синекдоху — метафору (последняя развилась как раз в средневековой России как средство создания символа), сегодня включился новый троп — ирония <…>, пропитанный стёбом и безудержным глумлением» [Колесов 2021: 211–212].  
В заключение следует отметить, что работы Владимира Викторовича Колесова, посвященные философии языка, когнитивной лингвистике и концептологии, требуют особого чтения 
— «вдумчивого, медленного, сопровождаемого медитациями на основе собственного культурно-языкового опыта» [Камчатнов 2017: 238],  поскольку главная цель трудов выдающегося ученого — «подтолкнуть собственную мысль читателя в нужном направлении» [Колесов 2002: 432].  
ЛИТЕРАТУРА:
1. Камчатнов А.М. Как уловить неуловимое? (Рецензия на книгу: В.В. Колесов, Д.В. Колесова, А.А. Харитонов. Словарь русской ментальности: В 2-х т. СПб.: Златоуст, 2014). // Филология и культура. 2017. № 1. С. 234–238.
2. Колесов В.В. Концептуальное поле русского сознания. Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2021. 612 с.
3. Колесов В.В. Философия русского слова. СПб.: ЮНА, 2002. 448 с.
4. Пименова М.Вас. Русский язык и концептуальные формы ментальности в трудах Владимира Викторовича Колесова // Время языка. Сборник статей памяти профессора В.В. Колесова / ред. С.А. Аверина, М.Б. Попов, Д.В. Руднев, Т.С. Садова, О.А. Черепанова, А.В. Голубева. СПб.: Златоуст, 2021. С.302–318.