Структурирование и добавление информации как оценочная стратегия в учебниках по социологии на немецком и русском языках
Евгений Сергеевич Степанов
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
214
2023-03-14
16:50 -
17:10
Ключевые слова, аннотация
Научная коммуникация; научно-обучающая практика; языковая оценка; структурирование информации; тип текста «учебник для вузов».
В докладе изучается одна из стратегий языкового оценивания, включающая в себя лексико-грамматические средства структурирования и добавления информации. Исследование проводится на материале научно-обучающей практики России и Германии, реализуемой в форме вузовских учебников по социологии. Оценивание в рамках научно-обучающей практики базируется на критериях релевантности и значимости информации в ходе ее трансфера от педагога к студенту. При подготовке учебного материала важную роль играет его адаптация, которая, помимо прочего, охватывает структурирование преподаваемой информации и ее добавление. Установлено, что эти стратегии широко представлены в исследованном корпусе (40% и 5% соответственно в русскоязычном корпусе и 27% и 7% — в немецкоязычном), поскольку позволяют управлять вниманием обучающегося и придавать его мысли заданный вектор.
В докладе изучается одна из стратегий языкового оценивания, включающая в себя лексико-грамматические средства структурирования и добавления информации. Исследование проводится на материале научно-обучающей практики России и Германии, реализуемой в форме вузовских учебников по социологии. Оценивание в рамках научно-обучающей практики базируется на критериях релевантности и значимости информации в ходе ее трансфера от педагога к студенту. При подготовке учебного материала важную роль играет его адаптация, которая, помимо прочего, охватывает структурирование преподаваемой информации и ее добавление. Установлено, что эти стратегии широко представлены в исследованном корпусе (40% и 5% соответственно в русскоязычном корпусе и 27% и 7% — в немецкоязычном), поскольку позволяют управлять вниманием обучающегося и придавать его мысли заданный вектор.
Тезисы
Социолингвистические аспекты функционирования коммуникативных практик в настоящее время являются ключевым фактором для изучения того, как устроены и организованы типизированные речевые действия и социальные процессы в профессиональной деятельности человека. Так, фокус научной коммуникативной практики обращен на получение, верификацию, апробацию и трансфер академического знания. Непосредственно передача аксиоматизированных знаний осуществляется посредством научно-обучающей практики. Знание, успешно прошедшее стадию верификации и перешедшее в разряд нормативного, подвергается адаптации для последующего включения в учебный процесс. В ходе адаптации педагог прибегает к систематизации, структурированию, определенной редукции и некоторому упрощению информации с целью представления ее в таком виде, который соответствует определенному этапу высшего образования. Одновременно с этим педагог производит ранжирование информации в тексте по степени ее релевантности и значимости, выбирая наиболее важные фрагменты знания и располагая их в логичной последовательности [Нефедов 2021: 17]. Описанные выше приемы адаптации материала осуществляются при помощи социолингвистического инструмента, который мы называем «персуазивной оценкой».
Персуазивность характеризуется осознанным стремлением воздействовать на участника коммуникации с целью формирования у него определенной позиции [Schönbach 2019: 18]. Соответственно, персуазивный характер оценки в научно-обучающей практике выражается в намеренном воздействии педагога на обучающегося, направленном на убеждение последнего в необходимости и важности представленных в учебнике знаний для личностного развития и успешного ведения профессиональной деятельности. Педагог-автор учебника расставляет акценты в книжном тексте и помогает читателю-студенту не заблудиться в новой и сложной для него теме.
Исследование оценочных стратегий в научно-обучающей практике проводится на материале немецко- и русскоязычных учебников по социологии для вузов. Вузовский учебник представляет собой один из типов текстов, реализуемых в научно-обучающей практике в письменной форме и включающих в себя двух участников — педагога, составителя учебника, играющего направляющую роль в коммуникации, и обучающегося, который, пользуясь расставленными в учебнике автором ориентирами, последовательно изучает его содержимое. Исследовательский корпус охватывает по десять учебников по социологии на немецком и русском языках и включает 81 и 107 тысяч предикаций соответственно, из которых оценочными являются соответственно 22 и 26 тысяч.
Были выявлены следующие группы средств персуазивного оценивания: оценочные средства с семантикой важности и центральности информации, оценочные средства ее градуирования, а также оценочные средства структурирования и добавления информации. Было установлено, что оценка, реализуемая как структурирование и как добавление информации, активно используется как немецкоязычными (около 9 и 1 тысячи оценочных предикаций соответственно), так и русскоязычными составителями учебников (около 7 и 1,8 тысяч).
Маркерами оценки как структурирования информации являются конструкции, призванные продемонстрировать многоаспектность объекта исследования (einerseits…andererseits, zum einen…zum anderen, с одной стороны…с другой стороны, nicht nur…sondern auch, как…так и, zwar…aber, хотя…но), а также уточняющие конструкции (und zwar, а именно). Оценка как добавление информации находит свое вербальное выражение в конструкциях, позволяющих дополнить уже изложенный материал существенным элементом нового знания (außerdem, darüber hinaus, к тому же, вместе с тем).
При сопоставлении вузовских учебников на немецком и русском языках в лингвокультурном аспекте стоит отметить, что немецкоязычные авторы несколько чаще прибегают к оценочным средствам структурирования информации, в то время как русскоязычные составители учебников более активно используют оценочную стратегию добавления информации. Вероятная причина кроется в стремлении немецкоязычных авторов к более структурированному и компактному изложению учебного материала в соответствии с западной традицией, что также подтверждается комплексным анализом других групп оценочных средств в рассмотренном корпусе.
Исследование подготовлено при поддержке РНФ (проект 22-28-01024 «Язык оценок в научных гуманитарных практиках и дискурсах Германии и России») в СПбГУ.
Литература:
1. Нефёдов С.Т. Варьирование оценки в коммуникативных практиках научного дискурса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2021. Т. 18. No 4. С. 760–778. https://doi.org/10.21638/spbu09.2021.408.
2. Schönbach K. Verkaufen, Flirten, Führen. Persuasive Kommunikation — ein Überblick. Wiesbaden: Springer Fachmedien, 2019. 171 S.