Отражение русской национальной идеи в религиозно-философских текстах XVI–XXI вв. (Reflection of the Russian national idea in religious and philosophical texts of the XVI-XXI centuries)
Цзюньбо Гуань
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
216 ОНЛАЙН
2023-03-16
18:00 -
18:15
Ключевые слова, аннотация
Ключевые слова: русская идея, национальная идея России, религиозно-философский дискурс, проповедь.
Аннотация: В статье рассмотрены понятия и концепции, которые на протяжении длительного времени формировали представление о русской национальной идее в философско-религиозных текстах. Автор анализирует представления о национальной идее России, высказанные русскими философами, мыслителями и священниками, исследует смысловые и понятийные компоненты данного понятия и делает вывод о том, что центральными ее составляющими являются представления о богоизбранности русского народа как носителя истинного Православия, о его мессианской роли в построении единого всечеловеческого царства и устремленности к святости и совершенной любви.
Аннотация: В статье рассмотрены понятия и концепции, которые на протяжении длительного времени формировали представление о русской национальной идее в философско-религиозных текстах. Автор анализирует представления о национальной идее России, высказанные русскими философами, мыслителями и священниками, исследует смысловые и понятийные компоненты данного понятия и делает вывод о том, что центральными ее составляющими являются представления о богоизбранности русского народа как носителя истинного Православия, о его мессианской роли в построении единого всечеловеческого царства и устремленности к святости и совершенной любви.
Тезисы
В процессе исторического развития у каждого этноса складывается своя уникальная национальная идея, в основе которой лежит осознание народом своей принадлежности к данному этносу по признакам общности территории, языка, веры, истории, культуры, а также понимание общности цели и смысла существования на Земле. Россия не является исключением. По сути, национальная идея России представляет собой совокупность представлений, которые связаны или отображают сущность русской ментальности и роль России в мировой истории.
В настоящее время в связи со складывающейся в мире острой геополитической ситуацией интерес к национальной идее России как к идеологеме, воплощающей устремления народа, его достижения и цивилизационные особенности, существенно вырос. В историческом плане следует отметить, что содержательные аспекты данного понятия в России начали складываться значительно позже создания единого русского государства. Формирование представлений о национальной идее связывают с процессом поиска духовно-нравственной основы, объединяющей все восточнославянские народы в единое целое. Такой основой, как известно, стало православие. Таким образом, национальная идея России неизбежно имеет религиозно-философский подтекст.
В докладе будет представлен анализ содержания основных составляющих национальной идеи России, сложившихся в русских религиозно-философских текстах. В процессе работы были рассмотрены различные формулировки национальной идеи России, предложенные русскими философами, мыслителями и священниками, такими как В. В. Аксючиц, Н. А. Бердяев, А. В. Гулыга, Н. Я. Данилевский, Ф. М. Достоевский, Н. О. Лосский, В. С. Соловьев, Е. С. Троицкий, А. С. Хомяков, П. Я. Чаадаев, игумен Филофей, патриарх Кирилл, митрополит Иоанн Снычев и архиепископ Тихон Лященко.
Рассматривая компоненты понятийного содержания идеологемы «национальная идея» в текстах русских философов и богословов XVI—XXI вв., мы выявили основные её идейные составляющие. По значению их можно распределить по следующим тематическим группам:
1) Идея богоизбранности русского народа как носителя истинного Православия. В данную группу входят такие составляющие, как «Православие», «идея богоизбранности русского народа», «всеобщее спасение» и др. В одной из своих проповедей митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн отмечает, что «Россия есть государство народа русского, которому Господь вверил жертвенное, исповедническое служение народа-богоносца, народа-хранителя и защитника святынь веры» [3].
2) Мессианская идея по построению единого всечеловеческого царства. В данную группу входят такие составляющие, как «мессианская идея», «Москва – третий Рим», «всемирное общечеловеческое единение» и др. Ф.М. Достоевский в «Дневнике писателя» приблизил национальную идею России к представлению о всемирном единстве человечества: «национальная идея русская есть, в конце концов, лишь всемирное общечеловеческое единение» [Достоевский 1984: 20].
3) Устремленность к святости и подражание святым людям. В данную группу входят такие составляющие, как «святость», «образ святителя Николая» и др. Архиепископ Тихон Лященко в одной из своих проповедей соотносит национальную идею России с почитанием святых, указывая на то, что их образы пользуются исключительной любовью среди православных в России: «В лице св. Николая русский народ чтит свой идеал. <…> Вот почему те характерные черты, которые нашли свое яркое воплощение в жизни св. Николая, являются основными чертами, характеризующими и русский народ» [1].
4) Доброта и любовь. В данную группу входят такие составляющие, как «совершенное добро», «любовь» и др. С.Л. Франк видел высший смысл национальной идеи России в любви к Богу и любви к людям: «перед нами стоят всего лишь две заповеди, достаточные, чтобы осмыслить, обогатить, укрепить и оживить нашу жизнь: безмерная любовь к Богу как источнику любви и жизни, и любовь к людям» [Франк 1990: 158].
Выше мы привели лишь некоторые высказывания, характеризующие представления о национальной идее, сложившиеся в религиозно-философских текстах и в проповедях. В результате анализа более широкого контекста было выявлено, что центральными составляющими национальной идеи России являются идея богоизбранности русского народа как носителя истинного Православия, мессианская идея по построению единого всечеловеческого царства, устремленность к святости, а также доброта и совершенная любовь.
На основе проведенного исследования можно дать обобщенное представление о русской национальной идее, сформированное в рамках философско-религиозного дискурса. Русская национальная идея — это совокупность понятий, используемых русскими философами и богословами для определения духовного облика, культурной самобытности и исторической миссии русского народа. На духовном уровне данная идея проявляется в святости, в частности, в православной религиозности, которая получила выражение в формуле «Святая Русь». На национально-государственном уровне эта идея воплотилась во всемирной ответственности – в защите православной веры и достижении общечеловеческого единства, которая проявилась в формуле «Москва ‒ Третий Рим».
Безусловно, в различных сферах жизни русского народа национальная идея приобрела свои специфические черты, однако общее представление о ней, сформулированное в философско-религиозных текстах, по-прежнему определяет единый подход к этому понятию и цели, которые государство ставит перед собой в процессе формирования общенациональных духовных ценностей.
Литература:
1. Архиепископ Тихон Лященко. Слово в день Тезоименитства Государя Императора Николая Александровича. URL: https://pravoslavie.ru/50469.html
2. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 т. Ленинград: Наука, 1984. Т. 25. С. 20.
3. Митрополит Иоанн Снычев. Одоление смуты. Слово к русскому народу. URL: http://www.golden-ship.ru/knigi/8/ioann-snichev_OS.htm
4. Франк С.Л. Сочинения. Москва: Правда, 1990. С. 158.
В настоящее время в связи со складывающейся в мире острой геополитической ситуацией интерес к национальной идее России как к идеологеме, воплощающей устремления народа, его достижения и цивилизационные особенности, существенно вырос. В историческом плане следует отметить, что содержательные аспекты данного понятия в России начали складываться значительно позже создания единого русского государства. Формирование представлений о национальной идее связывают с процессом поиска духовно-нравственной основы, объединяющей все восточнославянские народы в единое целое. Такой основой, как известно, стало православие. Таким образом, национальная идея России неизбежно имеет религиозно-философский подтекст.
В докладе будет представлен анализ содержания основных составляющих национальной идеи России, сложившихся в русских религиозно-философских текстах. В процессе работы были рассмотрены различные формулировки национальной идеи России, предложенные русскими философами, мыслителями и священниками, такими как В. В. Аксючиц, Н. А. Бердяев, А. В. Гулыга, Н. Я. Данилевский, Ф. М. Достоевский, Н. О. Лосский, В. С. Соловьев, Е. С. Троицкий, А. С. Хомяков, П. Я. Чаадаев, игумен Филофей, патриарх Кирилл, митрополит Иоанн Снычев и архиепископ Тихон Лященко.
Рассматривая компоненты понятийного содержания идеологемы «национальная идея» в текстах русских философов и богословов XVI—XXI вв., мы выявили основные её идейные составляющие. По значению их можно распределить по следующим тематическим группам:
1) Идея богоизбранности русского народа как носителя истинного Православия. В данную группу входят такие составляющие, как «Православие», «идея богоизбранности русского народа», «всеобщее спасение» и др. В одной из своих проповедей митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн отмечает, что «Россия есть государство народа русского, которому Господь вверил жертвенное, исповедническое служение народа-богоносца, народа-хранителя и защитника святынь веры» [3].
2) Мессианская идея по построению единого всечеловеческого царства. В данную группу входят такие составляющие, как «мессианская идея», «Москва – третий Рим», «всемирное общечеловеческое единение» и др. Ф.М. Достоевский в «Дневнике писателя» приблизил национальную идею России к представлению о всемирном единстве человечества: «национальная идея русская есть, в конце концов, лишь всемирное общечеловеческое единение» [Достоевский 1984: 20].
3) Устремленность к святости и подражание святым людям. В данную группу входят такие составляющие, как «святость», «образ святителя Николая» и др. Архиепископ Тихон Лященко в одной из своих проповедей соотносит национальную идею России с почитанием святых, указывая на то, что их образы пользуются исключительной любовью среди православных в России: «В лице св. Николая русский народ чтит свой идеал. <…> Вот почему те характерные черты, которые нашли свое яркое воплощение в жизни св. Николая, являются основными чертами, характеризующими и русский народ» [1].
4) Доброта и любовь. В данную группу входят такие составляющие, как «совершенное добро», «любовь» и др. С.Л. Франк видел высший смысл национальной идеи России в любви к Богу и любви к людям: «перед нами стоят всего лишь две заповеди, достаточные, чтобы осмыслить, обогатить, укрепить и оживить нашу жизнь: безмерная любовь к Богу как источнику любви и жизни, и любовь к людям» [Франк 1990: 158].
Выше мы привели лишь некоторые высказывания, характеризующие представления о национальной идее, сложившиеся в религиозно-философских текстах и в проповедях. В результате анализа более широкого контекста было выявлено, что центральными составляющими национальной идеи России являются идея богоизбранности русского народа как носителя истинного Православия, мессианская идея по построению единого всечеловеческого царства, устремленность к святости, а также доброта и совершенная любовь.
На основе проведенного исследования можно дать обобщенное представление о русской национальной идее, сформированное в рамках философско-религиозного дискурса. Русская национальная идея — это совокупность понятий, используемых русскими философами и богословами для определения духовного облика, культурной самобытности и исторической миссии русского народа. На духовном уровне данная идея проявляется в святости, в частности, в православной религиозности, которая получила выражение в формуле «Святая Русь». На национально-государственном уровне эта идея воплотилась во всемирной ответственности – в защите православной веры и достижении общечеловеческого единства, которая проявилась в формуле «Москва ‒ Третий Рим».
Безусловно, в различных сферах жизни русского народа национальная идея приобрела свои специфические черты, однако общее представление о ней, сформулированное в философско-религиозных текстах, по-прежнему определяет единый подход к этому понятию и цели, которые государство ставит перед собой в процессе формирования общенациональных духовных ценностей.
Литература:
1. Архиепископ Тихон Лященко. Слово в день Тезоименитства Государя Императора Николая Александровича. URL: https://pravoslavie.ru/50469.html
2. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 т. Ленинград: Наука, 1984. Т. 25. С. 20.
3. Митрополит Иоанн Снычев. Одоление смуты. Слово к русскому народу. URL: http://www.golden-ship.ru/knigi/8/ioann-snichev_OS.htm
4. Франк С.Л. Сочинения. Москва: Правда, 1990. С. 158.