LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Лусиу Кардозу и Ф.М. Достоевский — сравнительное чтение.

Андрей Павлович Жуков
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Рафаэль Бэсса, Феррейра
Докладчик
профессор
Государственный университета в Пара, Белен (Бразилия)

171
2023-03-17
17:20 - 17:40

Ключевые слова, аннотация

Лусиу Кардозу; Федор Достоевский; компаративизм; бразильская литература.

Тезисы

Творчество Ф.М. Достоевского (1821–1881) является переломным моментом в истории мировой литературы, в литературоведении описывается типология особой романной прозы, которая образовалась после выхода петербургских повестей Достоевского. Помимо вопросов, связанных с так называемым полифоническим романом, как это постулировал Михаил Бахтин, и даже с характеристиками так называемого интроспективного романа, или психологического зондирования, Достоевский также известен тем, что создал произведения, в которых обсуждаются весьма актуальные темы, касающиеся философских, политических и религиозных вопросов. Не случайно во Франции, например, без Достоевского, вероятно, не было бы католического романа межвоенного периода, оставившего нам в наследство Жоржа Бернаноса, Андре Жида, Жюльена Грина и Франсуа Мориака, обнажив проблемы, уже обсуждавшиеся в «Преступлении и наказании» и «Братьях Карамазовых». Явление русского писателя в Бразилии продемонстрировало высокую оценку его произведений и мыслей, которая сохраняется до сих пор, поскольку уже в начале ХХ в., печать переводов с французских изданий Достоевского, оказала влияние на писателей второго поколения бразильского модернизма, также называемого поколением 30-х или поколением регионализма. Среди этих писателей значится имя Лусиу Кардозу (1912–1968), автора, чье творчество достигает своего эстетического апогея в романе «Хроника дома убийц» (1959), который он создал под влиянием как французских писателей, так и русского автора, а также цикл произведений под названием «Трилогия о мире без Бога», составленный из романов «Инасио», «Заколдованный» и «Бальтазар». Там уже можно найти основные моменты диалога Лусиу Кардозу и Ф. Достоевского, такие как архетип «человека из подполья», которого Кардозу описывает как «весь наш мир, который умирает; но именно в этой «смерти» смерти нет; в ней бунтарство жизни»; сопоставляя, с «Записками из подполья» (1864 г.); проблема неограниченной свободы бытия как девиза нигилистического взгляда на жизнь, что, по мнению Кардозу, соотносится с пророчествами Достоевского; парадоксальное соотношение греха и благодати, имея в виду, что на протяжении всего произведения двух изучаемых здесь авторов это столкновение определяет многое: и сюжет их произведений, разворачивающийся в преступном поведении их персонажей; и даже мистическое и искупительное видение существования, как элемент нарушения требований рациональности и научности современного мира. Первый роман Л.Кардозу «Малярия», рассказывая об инженере, оказавшемся в бразильском штате Минас-Жерайс, — не сильно отклоняется от ведущих тем, связанных с регионализмом, от которых, однако, автор отказывается в пользу углубленного психологического самоанализа после 1936 г., с выходом романа «Лус ну Субсолу». Регионализм — предполагает особое внимание писателей к описанию определённой местности (часто — сельской, как правило, родины автора), а также обычаев, нравов и уклада жизни населяющих её людей; нередко характеризуется использованием диалектной лексики. Сформировался на волне подъёма национального самосознания в эпоху романтизма. После окончания школы в Белу-Оризонти, Л. Кардозу переехал в Рио-де-Жанейро, где он привлек внимание группы местных писателей и поэтов (Отавиу де Фариа, Корнелиу Пенна и др.). Если в литературе регионализма на первый план выдвигались социальные темы с политическим подтекстом, то этих авторов меньше интересовали политические проблемы, их внимание было сфокусировано более на внутреннем опыте души, теме человеческого искупления и личной трагедии. Это первостепенное значение, придаваемое субъективному характеру письма, стало характерной чертой Л.Кардозу, которую он разделял также со своей младшей современницей Кларис Лиспектор, которая стала его близким другом вплоть до смерти. Кардозу был чрезвычайно плодовит в нескольких жанрах, в том числе в драматургическом, так, например, он вместе афробразильским активистом Абдиасом ду Насименту основал экспериментальный «Театр ду Негро». Один из самых известных романов Л. Кардозу «Хроника дома убийц» (1959) — фактически является аналогом фолкнеровской саги о распадающейся патриархальной семье в Минас-Жерайсе. Тимотеу, один из главных героев романа, выступает за разрушение старого порядка особняка и его традиций. Ко времени написания этого романа здоровье Кардозу уже сильно ухудшилось (как отмечают, из-за алкоголизма и зависимости от транквилизаторов). 7 декабря 1962 г., на пике своего творчества, он перенес изнурительный инсульт, который оставил его частично парализованным. Он безуспешно пытался восстановить свою способность говорить и писать. Целью данного исследования является обсуждение точек взаимосвязи и диалога между поэтикой Лусиу Кардозу и Федора Достоевского, перечисление в сравнительной перспективе вероятного наследия русского автора как влияния на бразильского писателя, чтобы продемонстрировать не отношения зависимости, а родства перед лицом моральных дилемм, экзистенциальных проблем и конфликтов, смоделированных картезианским видением жизни, которое может быть разбавлено только тайной божественной благодати.