Эмотивная лексика в сюжетообразовании повести А. П. Чехова «Три года» / Emotional lexicon in the plot ideation of A. P. Chekhov's novel "Three years"
Наталия Владимировна Малинина
Докладчик
преподаватель
Государственный Университет Кассино и Южного Лациума (Италия)
Государственный Университет Кассино и Южного Лациума (Италия)
9 линия
2023-03-16
16:45 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
Ключевые слова: эмоциональное состояние; внутреннее состояние; чувства; настроение.
Keywords: emotional condition; internal state; the senses; mood.
Аннотация: Исследователи отмечают, что творческий подход А.П. Чехова связан не столько с созданием действия, сколько с созданием атмосферы, «настроения», жизни [Афонина 2022: 26]. К этому следует добавить, что атмосфера «настроения» в значительной степени создаётся непосредственными сообщениями об эмоциональном состоянии персонажей. Более того, само действие определяется ими, о чём свидетельствует, например, повесть «Три года».
Abstract: Researchers note that Chekhov's creative approach is associated not so much with the creation of action as with the creation of an atmosphere, "mood", life. To this it should be added that the atmosphere of "mood" is largely created by direct messages about the emotional state of the characters. Moreover, the action itself is determined by them, as evidenced, for example, by the novel "Three Years".
Keywords: emotional condition; internal state; the senses; mood.
Аннотация: Исследователи отмечают, что творческий подход А.П. Чехова связан не столько с созданием действия, сколько с созданием атмосферы, «настроения», жизни [Афонина 2022: 26]. К этому следует добавить, что атмосфера «настроения» в значительной степени создаётся непосредственными сообщениями об эмоциональном состоянии персонажей. Более того, само действие определяется ими, о чём свидетельствует, например, повесть «Три года».
Abstract: Researchers note that Chekhov's creative approach is associated not so much with the creation of action as with the creation of an atmosphere, "mood", life. To this it should be added that the atmosphere of "mood" is largely created by direct messages about the emotional state of the characters. Moreover, the action itself is determined by them, as evidenced, for example, by the novel "Three Years".
Тезисы
Исследователями отмечено, что более сорока произведений А.П. Чехова (рассказов, повестей, драм) описывают характеры, ситуации, судьбы людей, связанные с чувством любви, которая принимает каждый раз самые разные облики.
Своё место в этом ряду занимает и повесть «Три года» — произведение А.П. Чехова, которое писалось тоже 3 года и охватило жизнь маленького провинциального городка, где «каждое утро и вечер прогоняют большое стадо и при этом поднимают страшные облака пыли и играют на рожке», и жизнь Москвы, где симфоническим оркестром дирижирует Антон Рубинштейн. Герой, — сын состоятельного купца Лаптев женится на дочери провинциального врача Юлии Сергеевне и возвращается с ней в Москву, где его отцу принадлежит торговое дело.
В одной из последних статей, посвящённых творчеству А.П. Чехова, говорится: «Творческий подход Антона Павловича Чехова связан не столько с созданием действия, сколько с созданием атмосферы, "настроения", жизни. Эта позиция проявляется в написании особых диалогов, в которых преобладает незначительное» [Афонина 2022: 26].
К этому следует добавить, что атмосфера «настроения» в большой степени создаётся непосредственными сообщениями об эмоциональном состоянии персонажей. Более того, кажется, что само действие определяется ими.
Повесть композиционно состоит из трёх частей, последовательно сообщающих о жизни героев. Первая интродуктивная часть знакомит читателя с ними, завершаясь свадьбой и переездом в Москву, вторая — повествует об их московской жизни, тех трёх годах, завершение которых в конце приводит к диаметрально противоположной ситуации по сравнению с той, которой всё начиналось. Герои предстают в динамике своих переживаний, что касается их отношений, то тут присутствует каждый раз «движение только с одной стороны».
Начало повествования, которое окрашено отношением к событиям главного героя, сосредоточено на его чувствах: «Ему вдруг страстно захотелось обнять свою спутницу, осыпать поцелуями её лицо, руки, плечи, зарыдать, упасть к её ногам, рассказать, как он долго ждал её. От неё шёл лёгкий, едва уловимый запах ладана, и это напомнило ему время, когда он тоже веровал в бога и ходил ко всенощной и когда мечтал много о чистой, поэтической любви. И оттого, что эта девушка не любила его, ему теперь казалось, что возможность того счастья, о котором он мечтал тогда, для него утеряна навсегда» (9).
Эмоциональное состояние героя находит выражение не только на лексическом, но и грамматическом уровне, где использование перечислительного ряда инфинитивов создаёт взволнованный ритм повествования, в которое включены, кажется, все концептуализируемые качества этого чувства [Бабенко 2021: 30]. Однако заключительные предложения вносят известный диссонанс: «эта девушка не любила его» и «возможность счастья утеряна навсегда», который определяет содержание жизни персонажей — их свадьба всё-таки состоялась — и содержание повести.
Московская жизнь молодой семьи наполнена встречами с друзьями, катанием на лошадях, посещением художественных выставок, где можно было, например, увидеть пейзаж И. Левитана. Картина сразу стала близка Юлии: «Как это хорошо написано! — проговорила она, удивляясь, что картина стала ей вдруг понятна. — Посмотри, Алёша! Замечаешь, как тут тихо? Она старалась объяснить, почему так нравится ей этот пейзаж, но ни муж, ни Костя не понимали её».
Атмосфера взаимного непонимания — тема не только этого произведения Чехова, но здесь она становится ведущей: «В семейной жизни Лаптева уже всё было мучительно. Когда жена, сидя с ним рядом в театре, вздыхала или искренно хохотала, ему было горько, что она наслаждается одна и не хочет поделиться с ним своим восторгом. И замечательно, она подружилась со всеми его приятелями, и все они уже знали, что она за человек, а он ничего не знал, а только хандрил и молча ревновал».
Юлию подозревают в том, что она вышла замуж из-за денег состоятельного купца, что лишает счастья героев, отношения между которыми проходят, кажется, все уровни напряжения вплоть до ненависти, и составляют основную линию повествования. Под влиянием многих жизненных обстоятельств к концу повествования чувства героев сменяются на противоположные: если их отношения начинались страстной любовью Лаптева и равнодушием Юлии, то теперь «Юлия объяснялась ему в любви, а у него было такое чувство, как будто он был женат на ней уже лет десять, и хотелось ему завтракать».
Возможно ли преодоление отчуждения главного героя, восприятие жизни которого определяет повествование — обретение свободы, в том числе и от навязчивых мыслей и идей, лишающих непосредственного ощущения жизни, — ответа на этот вопрос, как чаще всего, у Чехова нет. Здесь дважды повторена реплика: «Поживём, увидим», откладывающая ответ.
Будущее время «никогда не предстаёт <...> оценочно нейтральным» [Сидорова 2001: 455]. И поэтому оставляет читателю возможность решать вопрос по-своему. Это так называемые открытые окончания у Чехова.
Литература:
1. Чехов А. П. Три года // Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой литературы им. А.М. Горького. — М.: Наука, 1974–1982.
Т. 9 [Рассказы. Повести], 1894–1897. — М.: Наука, 1977. С. 7–91.
2. Бабенко Л.Г. Алфавит эмоций: словарь-тезаурус эмотивной лексики. 2-е изд. стер. — Екатеринбург; Москва: Кабинетный учёный, 2022 — 432 с.
3. Сидорова М.Ю. Лирическое стихотворение как объект грамматики // Языковая система и её развитие во времени и пространстве: сборник научных статей к 80-летию К.В. Горшковой. М.: МГУ, 2001. С. 447–466.
4. Афонина Ю.И. "Ни о чём" - о диалогах Чехова и Тарантино // Профессорский журнал. Серия: Русский язык и литература. 2022, № 4. С. 23–27.
Своё место в этом ряду занимает и повесть «Три года» — произведение А.П. Чехова, которое писалось тоже 3 года и охватило жизнь маленького провинциального городка, где «каждое утро и вечер прогоняют большое стадо и при этом поднимают страшные облака пыли и играют на рожке», и жизнь Москвы, где симфоническим оркестром дирижирует Антон Рубинштейн. Герой, — сын состоятельного купца Лаптев женится на дочери провинциального врача Юлии Сергеевне и возвращается с ней в Москву, где его отцу принадлежит торговое дело.
В одной из последних статей, посвящённых творчеству А.П. Чехова, говорится: «Творческий подход Антона Павловича Чехова связан не столько с созданием действия, сколько с созданием атмосферы, "настроения", жизни. Эта позиция проявляется в написании особых диалогов, в которых преобладает незначительное» [Афонина 2022: 26].
К этому следует добавить, что атмосфера «настроения» в большой степени создаётся непосредственными сообщениями об эмоциональном состоянии персонажей. Более того, кажется, что само действие определяется ими.
Повесть композиционно состоит из трёх частей, последовательно сообщающих о жизни героев. Первая интродуктивная часть знакомит читателя с ними, завершаясь свадьбой и переездом в Москву, вторая — повествует об их московской жизни, тех трёх годах, завершение которых в конце приводит к диаметрально противоположной ситуации по сравнению с той, которой всё начиналось. Герои предстают в динамике своих переживаний, что касается их отношений, то тут присутствует каждый раз «движение только с одной стороны».
Начало повествования, которое окрашено отношением к событиям главного героя, сосредоточено на его чувствах: «Ему вдруг страстно захотелось обнять свою спутницу, осыпать поцелуями её лицо, руки, плечи, зарыдать, упасть к её ногам, рассказать, как он долго ждал её. От неё шёл лёгкий, едва уловимый запах ладана, и это напомнило ему время, когда он тоже веровал в бога и ходил ко всенощной и когда мечтал много о чистой, поэтической любви. И оттого, что эта девушка не любила его, ему теперь казалось, что возможность того счастья, о котором он мечтал тогда, для него утеряна навсегда» (9).
Эмоциональное состояние героя находит выражение не только на лексическом, но и грамматическом уровне, где использование перечислительного ряда инфинитивов создаёт взволнованный ритм повествования, в которое включены, кажется, все концептуализируемые качества этого чувства [Бабенко 2021: 30]. Однако заключительные предложения вносят известный диссонанс: «эта девушка не любила его» и «возможность счастья утеряна навсегда», который определяет содержание жизни персонажей — их свадьба всё-таки состоялась — и содержание повести.
Московская жизнь молодой семьи наполнена встречами с друзьями, катанием на лошадях, посещением художественных выставок, где можно было, например, увидеть пейзаж И. Левитана. Картина сразу стала близка Юлии: «Как это хорошо написано! — проговорила она, удивляясь, что картина стала ей вдруг понятна. — Посмотри, Алёша! Замечаешь, как тут тихо? Она старалась объяснить, почему так нравится ей этот пейзаж, но ни муж, ни Костя не понимали её».
Атмосфера взаимного непонимания — тема не только этого произведения Чехова, но здесь она становится ведущей: «В семейной жизни Лаптева уже всё было мучительно. Когда жена, сидя с ним рядом в театре, вздыхала или искренно хохотала, ему было горько, что она наслаждается одна и не хочет поделиться с ним своим восторгом. И замечательно, она подружилась со всеми его приятелями, и все они уже знали, что она за человек, а он ничего не знал, а только хандрил и молча ревновал».
Юлию подозревают в том, что она вышла замуж из-за денег состоятельного купца, что лишает счастья героев, отношения между которыми проходят, кажется, все уровни напряжения вплоть до ненависти, и составляют основную линию повествования. Под влиянием многих жизненных обстоятельств к концу повествования чувства героев сменяются на противоположные: если их отношения начинались страстной любовью Лаптева и равнодушием Юлии, то теперь «Юлия объяснялась ему в любви, а у него было такое чувство, как будто он был женат на ней уже лет десять, и хотелось ему завтракать».
Возможно ли преодоление отчуждения главного героя, восприятие жизни которого определяет повествование — обретение свободы, в том числе и от навязчивых мыслей и идей, лишающих непосредственного ощущения жизни, — ответа на этот вопрос, как чаще всего, у Чехова нет. Здесь дважды повторена реплика: «Поживём, увидим», откладывающая ответ.
Будущее время «никогда не предстаёт <...> оценочно нейтральным» [Сидорова 2001: 455]. И поэтому оставляет читателю возможность решать вопрос по-своему. Это так называемые открытые окончания у Чехова.
Литература:
1. Чехов А. П. Три года // Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой литературы им. А.М. Горького. — М.: Наука, 1974–1982.
Т. 9 [Рассказы. Повести], 1894–1897. — М.: Наука, 1977. С. 7–91.
2. Бабенко Л.Г. Алфавит эмоций: словарь-тезаурус эмотивной лексики. 2-е изд. стер. — Екатеринбург; Москва: Кабинетный учёный, 2022 — 432 с.
3. Сидорова М.Ю. Лирическое стихотворение как объект грамматики // Языковая система и её развитие во времени и пространстве: сборник научных статей к 80-летию К.В. Горшковой. М.: МГУ, 2001. С. 447–466.
4. Афонина Ю.И. "Ни о чём" - о диалогах Чехова и Тарантино // Профессорский журнал. Серия: Русский язык и литература. 2022, № 4. С. 23–27.