К вопросу о приоритетности умений в области медиаграмотности / Priority of media literacy skills
Елена Сергеевна Солнцева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
184
2023-03-20
16:40 -
16:55
Ключевые слова, аннотация
Ключевые слова: медиаграмотность; иностранные языки; молодёжь; умения; критическое мышление
Аннотация: Доклад посвящен исследованию умений, участвующих в формировании медиаграмотности на иностранных языках. Медиаграмотность рассматривается с позиций дискурс-анализа, когнитивистики, социологии, культурологии и журналистики. По результатам работы выработан подход к обучению медиаграмотности на иностранных языках в зависимости от возрастной группы обучающихся.
Key words: media literacy; foreign languages; youth; skills; critical thinking.
Abstract: In this report, media literacy skills are investigated in the framework of discourse analysis, cognitive science, sociology, culturology and journalism. As a result, an approach to teaching media literacy in foreign languages is established that is dependent on the learners' age group.
Аннотация: Доклад посвящен исследованию умений, участвующих в формировании медиаграмотности на иностранных языках. Медиаграмотность рассматривается с позиций дискурс-анализа, когнитивистики, социологии, культурологии и журналистики. По результатам работы выработан подход к обучению медиаграмотности на иностранных языках в зависимости от возрастной группы обучающихся.
Key words: media literacy; foreign languages; youth; skills; critical thinking.
Abstract: In this report, media literacy skills are investigated in the framework of discourse analysis, cognitive science, sociology, culturology and journalism. As a result, an approach to teaching media literacy in foreign languages is established that is dependent on the learners' age group.
Тезисы
Доклад посвящен изучению
ключевых умений, участвующих в формировании медиаграмотности на иностранных
языках. Научная новизна работы обусловлена отсутствием на сегодняшний день единого
определения понятия медиаграмотности и комплексного подхода к этому понятию с
точки зрения междисциплинарных исследований. Материалом послужили теоретические
разработки и отчеты, посвященные медиаграмотности у отечественных и зарубежных исследователей.
В рамках практического этапа проведен социологический опрос, направленный на
выявление приоритетных умений в области медиаграмотности среди молодёжи
(школьников 10–18 лет и студентов 18–29 лет). Далее выработан подход к обучению
медиаграмотности на иностранных языках в зависимости от возраста аудитории. Определение понятия и ключевых умений, входящих в
медиаграмотность на иностранных языках, необходимы для дальнейшего формирования
системного и компетентного подхода к обучению медиаграмотности среди разных
возрастных групп, что в современном мире становится неотъемлемой частью
патриотического гражданского воспитания. Работа поддержана субсидией Комитета
по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга.
Медиаграмотность — феномен,
которому уделяется все большее внимание с развитием электронной информационной
среды на протяжении 21 века. Если ближе взглянуть на составляющие самого слова — медиа и грамотность, — то становится понятным, что в основе феномена
медиаграмотности, с одной стороны, лежит основополагающий навык грамотности, то
есть владения устной и письменной речью, умение читать и писать, понимать
значение написанного и услышанного, излагать свои мысли. Это признано одним из
важнейших показателей культурного уровня населения и напрямую обуславливается
уровнем экономического и политического развития общества. С другой стороны, в
основе лежит понятие «медиа» как совокупности различных видов данных (помимо
текстовых сообщений), содержащих дополнительную звуковую и визуальную
информацию, а также средств по донесению этих данных до получателя (СМИ). Таким
образом, медиаграмотность базируется на навыке чтения и воспроизведения данных
СМИ.
В современной научной литературе понятие далее приобретает целый спектр значений, включающий, в частности, умение анализировать сообщения в разных видах медиа. Цель такого анализа состоит в обнаружении разного рода воздействия — манипуляций в форме пропаганды или цензуры, фейковых сообщений, субъективного представления фактов и изложения сведений через призму интересов определенной группы населения, например, владельцев или спонсоров издания. Кроме того, анализ потока информации в современных медиа также умение оценивать эмоциональный фон сообщения и его направленность в плоскости «плохое – хорошее», а также умение отличать мнение от факта, а фейк от правды. С одной стороны, мнение, субъективная интерпретация фактов, тот акцент, который автор медиа-сообщения ставит при создании своего контента, может негативно влиять на аудиторию и порождать необоснованную эмоциональную реакцию, и с другой стороны, фейк как одно из средств намеренного введения в заблуждение и манипуляции имеет целью напугать, дезинформировать или обмануть адресата. Медиаграмотность может также пониматься как движение, призванное помочь людям понимать, создавать и оценивать культурную значимость аудиовизуальных и печатных текстов, то есть как умение анализировать культурный контекст создания медиаконтента. То, в какой исторической эпохе, в каких социальных условиях развивиается медиасообщение, будет напрямую влиять на характер восприятия такого сообщения. Контекст в целом — лингвистический (конкретное лексическое окружение того или иного слова) и экстралингвистический (время, место, автор создания контента), — становится ключевым фактором в понимании современных медиа и выводит рассмотрение феномена медиаграмотности в поле междисциплинарных когнитивно-дискурсивных исследований.
Кроме того, в медиаграмотность включается способность создавать медиасообщения самим, что уже подразумевает развитие пассивного зрителя и его превращение в так называемого «просьюмера». Просьюмер сам принимает участие в производстве медиа и знаком, например, с такими практиками, как загрузка контента, шэринг, нетворкинг, ремиксинг, и т. п. Сюда входит также умение распознавать разные жанры и формы существования медиаконтента и работать с ними.
В целом, медиаграмотность включает в себя, с одной стороны, базовые умения и навыки чтения и письма, технические умения и навыки владения цифровыми средствами обработки данных, и с другой стороны, более сложные умения и навыки критического восприятия медиаконтента, анализ контекста его существования, распознавание различных техник манипуляции, оценку эмоциональной составляющей сообщения. Умения, формирующие медиаграмотность, можно назвать возрастно-ориентированными — потребность в них и степень их развития напрямую связаны с возрастом аудитории. Так, по результатам опроса школьникам нужно прежде всего оценить сообщение с точки зрения «плохое – хорошее», «буду читать дальше или нет», а также не подвергаться воздействию и манипуляции. Студентам требуется уже в большей степени осмысленный подход к анализу данных, и от простого соотношения «хорошо-плохо» акцент сдвигается в сторону критического мышления и понимания («не верю всему подряд»), всестороннего анализа поступающей медиаинформации, в том числе, факт-чекинга и различения мнения и факта. Исходя из полученных данных о приоритетности умений, формирующих медиаграмотность, выработан подход к обучению медиаграмотности на иностранных языках среди молодёжи двух возрастных групп.
В современной научной литературе понятие далее приобретает целый спектр значений, включающий, в частности, умение анализировать сообщения в разных видах медиа. Цель такого анализа состоит в обнаружении разного рода воздействия — манипуляций в форме пропаганды или цензуры, фейковых сообщений, субъективного представления фактов и изложения сведений через призму интересов определенной группы населения, например, владельцев или спонсоров издания. Кроме того, анализ потока информации в современных медиа также умение оценивать эмоциональный фон сообщения и его направленность в плоскости «плохое – хорошее», а также умение отличать мнение от факта, а фейк от правды. С одной стороны, мнение, субъективная интерпретация фактов, тот акцент, который автор медиа-сообщения ставит при создании своего контента, может негативно влиять на аудиторию и порождать необоснованную эмоциональную реакцию, и с другой стороны, фейк как одно из средств намеренного введения в заблуждение и манипуляции имеет целью напугать, дезинформировать или обмануть адресата. Медиаграмотность может также пониматься как движение, призванное помочь людям понимать, создавать и оценивать культурную значимость аудиовизуальных и печатных текстов, то есть как умение анализировать культурный контекст создания медиаконтента. То, в какой исторической эпохе, в каких социальных условиях развивиается медиасообщение, будет напрямую влиять на характер восприятия такого сообщения. Контекст в целом — лингвистический (конкретное лексическое окружение того или иного слова) и экстралингвистический (время, место, автор создания контента), — становится ключевым фактором в понимании современных медиа и выводит рассмотрение феномена медиаграмотности в поле междисциплинарных когнитивно-дискурсивных исследований.
Кроме того, в медиаграмотность включается способность создавать медиасообщения самим, что уже подразумевает развитие пассивного зрителя и его превращение в так называемого «просьюмера». Просьюмер сам принимает участие в производстве медиа и знаком, например, с такими практиками, как загрузка контента, шэринг, нетворкинг, ремиксинг, и т. п. Сюда входит также умение распознавать разные жанры и формы существования медиаконтента и работать с ними.
В целом, медиаграмотность включает в себя, с одной стороны, базовые умения и навыки чтения и письма, технические умения и навыки владения цифровыми средствами обработки данных, и с другой стороны, более сложные умения и навыки критического восприятия медиаконтента, анализ контекста его существования, распознавание различных техник манипуляции, оценку эмоциональной составляющей сообщения. Умения, формирующие медиаграмотность, можно назвать возрастно-ориентированными — потребность в них и степень их развития напрямую связаны с возрастом аудитории. Так, по результатам опроса школьникам нужно прежде всего оценить сообщение с точки зрения «плохое – хорошее», «буду читать дальше или нет», а также не подвергаться воздействию и манипуляции. Студентам требуется уже в большей степени осмысленный подход к анализу данных, и от простого соотношения «хорошо-плохо» акцент сдвигается в сторону критического мышления и понимания («не верю всему подряд»), всестороннего анализа поступающей медиаинформации, в том числе, факт-чекинга и различения мнения и факта. Исходя из полученных данных о приоритетности умений, формирующих медиаграмотность, выработан подход к обучению медиаграмотности на иностранных языках среди молодёжи двух возрастных групп.