Решение тематических кроссвордов на занятиях по русскому языку как иностранному / Solution of thematic crossword puzzles in classes on Russian as a foreign language.Solution of thematic crossword puzzles in classes on Russian as a foreign language.
Ирина Александровна Старовойтова
Докладчик
доцент
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
216 ОНЛАЙН
2023-03-16
18:30 -
19:00
Ключевые слова, аннотация
Ключевые слова: игровые технологии; кроссворд.
Аннотация: В тезисах представлен опыт работы по серии учебных пособий «Лексика в заданиях и кроссвордах» Старовойтовой И.А. Даются способы представления лексического материала, характеризуются типы заданий, предлагаются практические советы по использованию пособия на занятиях по РКИ, анализируются отзывы коллег на данное издание.
Key words: game technology; crossword puzzle.
Abstract: The theses present the experience of working on a series of textbooks "Vocabulary in tasks and crosswords" by I.A. Starovoitova, ways of presenting lexical material are given, types of tasks are characterized, practical tips on using the manual in Russian as a foreign language classes are offered, reviews of colleagues on this publication are analyzed.
Аннотация: В тезисах представлен опыт работы по серии учебных пособий «Лексика в заданиях и кроссвордах» Старовойтовой И.А. Даются способы представления лексического материала, характеризуются типы заданий, предлагаются практические советы по использованию пособия на занятиях по РКИ, анализируются отзывы коллег на данное издание.
Key words: game technology; crossword puzzle.
Abstract: The theses present the experience of working on a series of textbooks "Vocabulary in tasks and crosswords" by I.A. Starovoitova, ways of presenting lexical material are given, types of tasks are characterized, practical tips on using the manual in Russian as a foreign language classes are offered, reviews of colleagues on this publication are analyzed.
Тезисы
После выхода первого выпуска «Русская лексика в заданиях и кроссвордах» [Старовойтова 2007] прошло пятнадцать лет. Данное пособие адресовано иностранным учащимся, владеющим русским языком на уровне не менее А2. Пособие задумывалось как вспомогательное для иностранцев, изучающих русский язык, в качестве выполнения домашнего задания и как средство самоконтроля, так как в конце каждого выпуска, а их всего четыре, к каждому кроссворду имеются ключи. За это время на конференциях и на различных сайтах, посвящённых методике преподавания РКИ, были собраны отзывы коллег, работавших с данным пособием в аудитории с иностранными учащимися. Большинство преподавателей использует книгу в качестве дополнительного материала, предлагая студентам выполнить задания дома.
Следует отметить, что данное пособие используется коллегами и в школах России на уроках по русскому языку с целью расширения лексического запаса учащихся при изучении темы «Лексика русского языка». В отзывах сообщалось, что данное пособие может быть использовано в работе с пациентами с неврологическими заболеваниями, имеющими черепно-мозговые травмы, опухоли головного мозга и даже инсульт. Считается, что кроссворд продлевает жизнь, медики используют кроссворд в качестве успокаивающего средства, процесс отгадывания дисциплинирует ум. Вместе с тем пособие может быть использовано в качестве учебного материала на разных этапах обучения иностранцев русскому языку в качестве самостоятельного учебного материала в курсе «Лексика русского языка» или в качестве вспомогательного на занятиях по развитию речи. Материал пособия рассчитан на контроль в виде игровых заданий за развитием лексических навыков; представлен в виде кроссвордов и заданий к ним. Методистами отмечается, что использование кроссвордов на занятиях по русскому языку 1) активизирует языковые особенности иностранцев в форме игры, 2) создаёт условия для знакомства с фоновой информацией экстралингвистического плана, 3) повышает грамотность учащихся.
Темы по четырём выпускам распределяются следующим образом: первый выпуск «Человек», второй — «В доме», третий — «Город», четвертый — «Увлечения, природа, календарь». Лексика сгруппирована по тематическим блокам. В каждом блоке выделены тематические группы.
Каждая тема начинается с традиционной сетки кроссворда и задания в виде рисунков определенной тематики. Данный приём представления лексического материала даёт возможность совместить два способа представления ментальных репрезентаций: вербальной и образной. Учащийся должен осуществить ряд мыслительных операций: воспринять картинку — вербально идентифицировать на родном языке — найти русский эквивалент и потом правильно написать слово. Кроссворды сопровождаются заданиями, направленными на актуализацию лексических единиц, включение их в речь, развитие коммуникативной компетенции иностранных учащихся.
Заданий в пособии много, перечислим основные:
В) заменить словосочетание по модели: согласованное определение – несогласованное определение.
2.Задания на словообразование:
А) подобрать однокоренные слова
Б) образовать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
В) образовать прилагательные от существительных.
3. Задания с фразеологией: даны пословицы, нужно соотнести со значением, найти соответствия. Или пользуясь поисковыми серверами Интернета привести примеры употребления пословиц в разных текстах.
4. Коммуникативно-речевые задания:
А) употребить фразеологизмы, пословицы в рассказе, дополните диалоги, употребляя фразеологизмы
Б) подготовить рассказ на определенную тему
В) выразить различные интенции: посоветуйте, согласитесь, возразите собеседнику
Г) ответить на вопросы.
Обилие и разнообразие материала, его наглядность, тематическая определенность позволят удовлетворить разные потребности, интересы учащихся. Можно предложить следующие формы работы: индивидуальная, когда учащийся разгадывает кроссворд самостоятельно, выполняя домашнее задание; коллективная — предложить разгадать кроссворд всем вместе на уроке; парная — задание выполняют двое учащихся (у доски или за партой); групповая —когда учащиеся разбиваются на группы, при этом можно внести соревновательный элемент, кто разгадает кроссворд быстрее или дать время на выполнение задания, а потом сравнить, кто отгадал больше слов за выделенное время.
Результативность решения кроссвордов может быть оценена по следующим показателям:
А) время, необходимое для разгадывания слов и записи в клетки
Б) ошибки, допущенные учащимся при разгадывании кроссворда.
Литература:
Старовойтова И.А. «Русская лексика в заданиях и кроссвордах». Выпуск 1. СПб, 2007.
Следует отметить, что данное пособие используется коллегами и в школах России на уроках по русскому языку с целью расширения лексического запаса учащихся при изучении темы «Лексика русского языка». В отзывах сообщалось, что данное пособие может быть использовано в работе с пациентами с неврологическими заболеваниями, имеющими черепно-мозговые травмы, опухоли головного мозга и даже инсульт. Считается, что кроссворд продлевает жизнь, медики используют кроссворд в качестве успокаивающего средства, процесс отгадывания дисциплинирует ум. Вместе с тем пособие может быть использовано в качестве учебного материала на разных этапах обучения иностранцев русскому языку в качестве самостоятельного учебного материала в курсе «Лексика русского языка» или в качестве вспомогательного на занятиях по развитию речи. Материал пособия рассчитан на контроль в виде игровых заданий за развитием лексических навыков; представлен в виде кроссвордов и заданий к ним. Методистами отмечается, что использование кроссвордов на занятиях по русскому языку 1) активизирует языковые особенности иностранцев в форме игры, 2) создаёт условия для знакомства с фоновой информацией экстралингвистического плана, 3) повышает грамотность учащихся.
Темы по четырём выпускам распределяются следующим образом: первый выпуск «Человек», второй — «В доме», третий — «Город», четвертый — «Увлечения, природа, календарь». Лексика сгруппирована по тематическим блокам. В каждом блоке выделены тематические группы.
Каждая тема начинается с традиционной сетки кроссворда и задания в виде рисунков определенной тематики. Данный приём представления лексического материала даёт возможность совместить два способа представления ментальных репрезентаций: вербальной и образной. Учащийся должен осуществить ряд мыслительных операций: воспринять картинку — вербально идентифицировать на родном языке — найти русский эквивалент и потом правильно написать слово. Кроссворды сопровождаются заданиями, направленными на актуализацию лексических единиц, включение их в речь, развитие коммуникативной компетенции иностранных учащихся.
Заданий в пособии много, перечислим основные:
- Лексико-грамматические задания на сочетаемость слов: А) дать словосочетание с глаголом
В) заменить словосочетание по модели: согласованное определение – несогласованное определение.
2.Задания на словообразование:
А) подобрать однокоренные слова
Б) образовать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
В) образовать прилагательные от существительных.
3. Задания с фразеологией: даны пословицы, нужно соотнести со значением, найти соответствия. Или пользуясь поисковыми серверами Интернета привести примеры употребления пословиц в разных текстах.
4. Коммуникативно-речевые задания:
А) употребить фразеологизмы, пословицы в рассказе, дополните диалоги, употребляя фразеологизмы
Б) подготовить рассказ на определенную тему
В) выразить различные интенции: посоветуйте, согласитесь, возразите собеседнику
Г) ответить на вопросы.
Обилие и разнообразие материала, его наглядность, тематическая определенность позволят удовлетворить разные потребности, интересы учащихся. Можно предложить следующие формы работы: индивидуальная, когда учащийся разгадывает кроссворд самостоятельно, выполняя домашнее задание; коллективная — предложить разгадать кроссворд всем вместе на уроке; парная — задание выполняют двое учащихся (у доски или за партой); групповая —когда учащиеся разбиваются на группы, при этом можно внести соревновательный элемент, кто разгадает кроссворд быстрее или дать время на выполнение задания, а потом сравнить, кто отгадал больше слов за выделенное время.
Результативность решения кроссвордов может быть оценена по следующим показателям:
А) время, необходимое для разгадывания слов и записи в клетки
Б) ошибки, допущенные учащимся при разгадывании кроссворда.
Литература:
Старовойтова И.А. «Русская лексика в заданиях и кроссвордах». Выпуск 1. СПб, 2007.