Женский миф о заточении в романе Ш. Джексон «Призрак дома на холме»: готическое измерение / The feminine myth of imprisonment in Sh. Jackson’s ‘The Haunting of Hill House’: the gothic dimension
Эльмира Викторовна Васильева
Докладчик
доцент
СПбГЛТУ имени С.М. Кирова
СПбГЛТУ имени С.М. Кирова
4-у
2023-03-15
14:30 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
Ключевые слова: Шерли Джексон; готический роман; феминистская мысль; женское письмо; мотив заточения
Аннотация: В докладе предлагается прочтение известного романа Ш. Джексон «Призрак дома на холме» (1959) как произведения, в котором техники «женского письма» использовались для деконструкции готического мотива заточения героини и многогранного исследования проблемы обретения женщиной внутренней свободы в послевоенной Америке.
Keywords: Shirley Jackson; gothic novel; feminist thought; écriture féminine; imprisonment motif
Abstract: The paper offers an interpretation of Sh. Jackson’s famous novel ‘The Haunting of the Hill House’ (1959) as a text in which the techniques of écriture féminine were employed to deconstruct the Gothic motif of the heroine's imprisonment and to provide a complex study of the problem of a woman gaining inner freedom in post-war America.
Аннотация: В докладе предлагается прочтение известного романа Ш. Джексон «Призрак дома на холме» (1959) как произведения, в котором техники «женского письма» использовались для деконструкции готического мотива заточения героини и многогранного исследования проблемы обретения женщиной внутренней свободы в послевоенной Америке.
Keywords: Shirley Jackson; gothic novel; feminist thought; écriture féminine; imprisonment motif
Abstract: The paper offers an interpretation of Sh. Jackson’s famous novel ‘The Haunting of the Hill House’ (1959) as a text in which the techniques of écriture féminine were employed to deconstruct the Gothic motif of the heroine's imprisonment and to provide a complex study of the problem of a woman gaining inner freedom in post-war America.
Тезисы
Роман Ш. Джексон «Призрак дома на холме» (The Haunting of Hill House, 1959) считается признанным шедевром американской литературы ужасов XX в. При этом он отчасти разрушает распространенное представление о хорроре как о легкой литературе, не претендующей на особую художественную выразительность, экспериментальный подход к слову или содержательную глубину. С момента публикации своей провокационной новеллы «Лотерея» (The Lottery, 1948) Джексон пользовалась репутацией автора, не боящегося ставить читателя перед неразрешимыми дилеммами, взрывающими традиционные этические концепции. Роман «Призрак дома на холме» — пятый в библиографии писательницы — это работа уже опытного мастера, уверенно играющего с различными традициями и техниками для достижения своих художественных и идеологических целей.
В основе романа «Призрак дома на холме» — нарративная структура готического романа и постготического «рассказа с привидением», отдельные элементы которой Джексон воспроизводит с трогательной верностью английским образцам XVIII–XIX вв.: слабая «готическая» героиня Элинор Венс покидает родной дом и отправляется в путешествие, однако, вопреки всем надеждам на счастливое будущее, попадает в заточение к безжалостному патриархальному тирану, в роли которого в романе Джексон выступает сам инфернальный Хилл-Хаус, лишается рассудка и погибает. Мотив заточения таким образом прочитывается как традиционный готический троп, в различных версиях нарратива воплощающийся в образах подземелий, тюрем, психиатрических лечебниц и даже в мотиве погребения заживо (см. [Snodgrass 2005: 59]).
Однако, как и в большинстве готических и квазиготических текстов, в романе «Призрак дома на холме» фабула и «спецэффекты» — колоритные описания ужасов дома на холме — лишь внешний слой, маскирующий глубинное содержание.
В своем романе, используя поэтологические черты готического романа, Джексон обращается к проблеме двусмысленного статуса женщины в американском обществе 1950-х гг. Послевоенные годы — время конфликта различных идеологий и противоречащих друг другу ролевых моделей (женщина-личность vs женщина-жена и мать), создающих гнетущую атмосферу тотального непонимания женщиной собственного положения, предписанной ей роли и допустимых векторов развития.
Джексон обыгрывает эту идеологическую неопределенность эпохи — какофонию противоречащих друг другу концепций идеальной женщины — на языковом уровне, смешивая стройное повествование от третьего лица и фрагменты потока сознания самой Элинор, спаивая воедино зловещие описания дома на холме, даваемые «всезнающим нарратором», предполагаемую «клиническую картину» состояния Хилл-хауса, озвучиваемую одним из героев доктором Монтегю, безотчетно панические замечания Элинор и ее же самодовольный, хотя и лишенный структуры внутренний монолог, превозносящий достоинства и комфорт дома, где ей наконец удалось почувствовать себя полноценной личностью.
История Элинор Венс — история молодой женщины, почти болезненно стремящейся к самоопределению и обретению собственного голоса. Ее попытки вырваться из-под контроля патриархальных структур, олицетворением которых на начальном этапе повествования являются ее сестра и зять, приводят ее в Хилл-хаус, где она оказывается уже в добровольной изоляции от внешнего мира, которую сама считает не заточением, а освобождением. Исследователи романа, в частности, Р. Бьенсток-Анолик, считают поведение героини следствием пугающей подмены понятий: Элинор кажется, что она счастлива впервые в жизни, хотя в действительности она сходит с ума; она заявляет, что Хилл-хаус — ее настоящий дом, хотя на самом деле, это не она захватила особняк, а он ее [Bienstock Anolik 2019: 163]. Расплатой за слабость и ошибку становится смерть героини, убивающей себя в знак протеста против выдворения из дома на холме.
Однако особенность письма Джексон, программно избегающей однозначных формулировок, предполагает различные толкования ее сюжета. Так, в самоубийстве Элинор можно увидеть и единственно доступное ей средство обретения себя в обществе, отказывающем ей в праве на собственное мнение, собственные решения и свой путь. Добровольное заточение в доме на холме парадоксальным образом оказывается в судьбе героини освобождением из тюрьмы патриархата (сам же Хилл-хаус играет роль монструозной «своей комнаты», описанной В. Вулф в программном эссе): поездка, начинавшаяся как безобидное приключение, становится трансформирующим мистическим опытом, пережив которой, Элинор уже не может вернуться к прежнему существованию.
Так, обыгрывая структурные элементы готического романа, Джексон выворачивает наизнанку один из его наиболее узнаваемых мотивов, вскрывая его внутреннюю противоречивость и сообщая ему противоположное звучание.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 23-28-00989).
Литература:
В основе романа «Призрак дома на холме» — нарративная структура готического романа и постготического «рассказа с привидением», отдельные элементы которой Джексон воспроизводит с трогательной верностью английским образцам XVIII–XIX вв.: слабая «готическая» героиня Элинор Венс покидает родной дом и отправляется в путешествие, однако, вопреки всем надеждам на счастливое будущее, попадает в заточение к безжалостному патриархальному тирану, в роли которого в романе Джексон выступает сам инфернальный Хилл-Хаус, лишается рассудка и погибает. Мотив заточения таким образом прочитывается как традиционный готический троп, в различных версиях нарратива воплощающийся в образах подземелий, тюрем, психиатрических лечебниц и даже в мотиве погребения заживо (см. [Snodgrass 2005: 59]).
Однако, как и в большинстве готических и квазиготических текстов, в романе «Призрак дома на холме» фабула и «спецэффекты» — колоритные описания ужасов дома на холме — лишь внешний слой, маскирующий глубинное содержание.
В своем романе, используя поэтологические черты готического романа, Джексон обращается к проблеме двусмысленного статуса женщины в американском обществе 1950-х гг. Послевоенные годы — время конфликта различных идеологий и противоречащих друг другу ролевых моделей (женщина-личность vs женщина-жена и мать), создающих гнетущую атмосферу тотального непонимания женщиной собственного положения, предписанной ей роли и допустимых векторов развития.
Джексон обыгрывает эту идеологическую неопределенность эпохи — какофонию противоречащих друг другу концепций идеальной женщины — на языковом уровне, смешивая стройное повествование от третьего лица и фрагменты потока сознания самой Элинор, спаивая воедино зловещие описания дома на холме, даваемые «всезнающим нарратором», предполагаемую «клиническую картину» состояния Хилл-хауса, озвучиваемую одним из героев доктором Монтегю, безотчетно панические замечания Элинор и ее же самодовольный, хотя и лишенный структуры внутренний монолог, превозносящий достоинства и комфорт дома, где ей наконец удалось почувствовать себя полноценной личностью.
История Элинор Венс — история молодой женщины, почти болезненно стремящейся к самоопределению и обретению собственного голоса. Ее попытки вырваться из-под контроля патриархальных структур, олицетворением которых на начальном этапе повествования являются ее сестра и зять, приводят ее в Хилл-хаус, где она оказывается уже в добровольной изоляции от внешнего мира, которую сама считает не заточением, а освобождением. Исследователи романа, в частности, Р. Бьенсток-Анолик, считают поведение героини следствием пугающей подмены понятий: Элинор кажется, что она счастлива впервые в жизни, хотя в действительности она сходит с ума; она заявляет, что Хилл-хаус — ее настоящий дом, хотя на самом деле, это не она захватила особняк, а он ее [Bienstock Anolik 2019: 163]. Расплатой за слабость и ошибку становится смерть героини, убивающей себя в знак протеста против выдворения из дома на холме.
Однако особенность письма Джексон, программно избегающей однозначных формулировок, предполагает различные толкования ее сюжета. Так, в самоубийстве Элинор можно увидеть и единственно доступное ей средство обретения себя в обществе, отказывающем ей в праве на собственное мнение, собственные решения и свой путь. Добровольное заточение в доме на холме парадоксальным образом оказывается в судьбе героини освобождением из тюрьмы патриархата (сам же Хилл-хаус играет роль монструозной «своей комнаты», описанной В. Вулф в программном эссе): поездка, начинавшаяся как безобидное приключение, становится трансформирующим мистическим опытом, пережив которой, Элинор уже не может вернуться к прежнему существованию.
Так, обыгрывая структурные элементы готического романа, Джексон выворачивает наизнанку один из его наиболее узнаваемых мотивов, вскрывая его внутреннюю противоречивость и сообщая ему противоположное звучание.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 23-28-00989).
Литература:
- Bientock Anolik R. American Gothic Literature. A Thematic Study from Mary Rowlandson to Colson Whitehead. Jefferson, NC: McFarland & Co, Inc., 2019. 314 p.
- Snodgrass M. E. Encyclopaedia of Gothic Literature. New York: Facts on File, 2005. 480 p.