LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Концепт судьба в творчестве Геннадия Лысенко

Синьюй Ли
Докладчик
аспирант
Дальневосточный федеральный университет

204
2023-03-16
17:20 - 17:40

Ключевые слова, аннотация

Статья посвящена исследованию концепта судьба в стихах Геннадия Лысенко, крупнейшего поэта Дальнего Востока второй половины XX в. Главной целью было рассмотреть особенности репрезентации концепта судьба в поле концептосферы предопределенность в лирике поэта и сравнить их с представлениями в русской языковой картине мира. Путем выборки из стихов поэта нами было найдено 28 репрезентаций концепта судьба, совпадающих с представлениями в русской языковой картины мира и 5 уникальных авторских. В результате можно заключить, что судьба у Геннадия Лысенко представляется как таинственная всемогущая и неотвратимая сила, наделяемая отрицательными коннотациями. Но тем не менее автор, чувствуя ответственность за свою жизнь, пытается ей противиться.  
Ключевые слова: концепт; концептуальный анализ; русская языковая картина мира.

Тезисы

Работа посвящена теме судьбы в творчестве Геннадия Лысенко, одного из значительных поэтов Приморья. Практически в каждом произведении отечественной литературы будь то книга, роман, поэма или рассказ  везде присутствует тема влияния судьбы на действия и восприятие героя.
По данным из словаря «Антология концептов. Том 3» концепт судьба в сознании носителей: 1) предопределяет все события в жизни человека; 2) предопределена, но ее можно избежать; 3)предсказуема; 4)может быть рациональной или иррациональной; 5)влияет как благотворно, так и губительно; 6)есть у каждого человека и в этом смысле судьба индивидуальна; 7)конкретное содержание предопределенных событий остается тайной для человека; 8)часто зависит не от высших сил, а от поступков самого человека. [1] Нами были отобраны стихи Г. Лысенко из сборников «До красной строки, до упора» [2] и «Счастье наизнанку» [3]. Рассмотрим пять фрагментов с концептом судьба. В первом фрагменте: Решается таким вот днем / судьба июньских пустоцветов / Идет естественным путем / отбор семян, отбор поэтов. 1) В данном стихе представлена судьба писателей и про нее говорится что это судьба пустоцветов. То есть деятельность некоторых писателей не приносит результативности, возможно они не имеют никакого влияния на людей, не могут донести то что хотели. Этот смысл совпадает с РЯКМ, т. к. в РЯКМ была связь судьбы писателя с непониманием, не признанностью. 2) С другой стороны, судьба писателя сравнивается с семенами цветов, что является уникальной авторской репрезентацией. Во втором: Пусть средь бела дня / Полынный дождь нечаянно нахлынет, / Как в город деревенская родня. / И надо в первых проблесках сирени / Не бунт узреть, / А логику судьбы, / Чтоб после проповедовать смиренье, / Стоящее на уровне борьбы 1) Автор пишет про логику судьбы, словно у нее есть законы, закономерности, которые можно вычислить. Этот смысл совпадает с РЯКМ, так как в ней есть идея предсказуемости судьбы;  2) Узреть судьбу. Этот смысл совпадает с РЯКМ, то есть предугадать, предвидеть будущее;  3) После проповедовать смиренье — автор пишет, что если он сейчас узрит судьбу, поймет ее логику, то в дальнейшем будет более спокойным, уравновешенным. Возможно это отсылает к тому, что с наступлением осени писатель впадал в депрессию и начинал внутреннюю борьбу с самим собой. В третьем: Я верую, хотя и есть сомнения, / в закономерность, что зовут судьбой, / и составляю будущие звенья / из прошлых дней, не схожих меж собой, <…> я верую  большое дело случай, / но вместе с тем и темное, как бог. 1) В данном стихе можно вывести смысл: судьбу можно предугадать, и автор это делает на основе прожитых дней: составляю будущие звенья из прошлых дней, не схожих меж собой. Этот смысл совпадает со смыслами в РЯКМ: судьбу можно предсказать. 2) Автор пишет, что верует с трудом в эту закономерность судьбы. То есть судьба, по его мнению, больше нелогична, незакономерна. Эта идея есть в РЯКМ: судьба иррациональна. 3) Образ судьба — цепь также есть в РЯКМ: из ассоциативного эксперимента судьба писателя сравнивалась с ржавой цепью. 4) В судьбе большое значение имеет случай и этот случай может быть счастливым, а может быть трагичным. Эта идея также есть в РЯКМ: «Все на свете случай». В четвертом: Ищу своих средь живших и живых, / Чтоб поделить корявую краюху, <…> Она на вкус немного горьковата, / Она не всем сегодня по зубам, / и в том судьба отчасти виновата, / но больше все же виноват я сам 1) Автор пишет о своей судьбе, о своей участи. Он говорит «корявая краюха» имея в виду возможно своё бытие. Такая ассоциация судьбы с горьким куском хлеба уникальна. 2) Также упоминается о тяжёлой судьбе, что она не всем по зубам. Такая репрезентация есть РЯКМ: судьба губительно влияет на человека. 3) Наконец, в строчках «больше виноват я сам» можно понять, что автор чувствует, что несет ответственность за свою жизнь. Такая репрезентация есть в РЯКМ: борьба с судьбой. В пятом: Ибо руки уже разошлись, / ибо поезд вернется едва ли; / и кому  то останется близь, / а кому  то достанутся дали. / Ну а мне / за размытой чертой, / там, где зябнут плакучие ивы, / славить то, что идет чередой, / проклиная заскоки и срывы. 1) В данном стихе представлена репрезентация судьбы как дороги, как пути. Эта репрезентация совпадает с РЯКМ. 2) Также возникает идея того, что судьбы у людей разные: и кому — то останется близь, а кому — то достанутся дали. Эта репрезентация совпадает с РЯКМ. 3) Судьба имеет конец, заново ее не прожить, то есть «поезд не вернется». Эта репрезентация совпадает с репрезентацией из РЯКМ: смерть лишь завершает положенный судьбой удел. В результате концептуального анализа мы выявили что в лирике Г. Лысенко 28 репрезентаций концепта судьба совпадают с репрезентациями из русской языковой картины мира, а уникальными будут следующие репрезентации: 1) Если знать свою судьбу, то можно действовать более решительно, более спокойно; 2) Судьба как семена цветов; 3) Судьба как «корявая краюха»; 4) Судьба как географическая карта; 5) Судьба как полотно с прорехами. Писатель сам признавал, что его судьба была насыщенной, полной радостей и печалей. Также можно заметить большое стремление автора понять «логику» судьбы, заглянуть в будущее. Что касается вопроса свободы и необходимости в судьбе, то тут поэт чувствовал ответственность за свою судьбу (и в том судьба отчасти виновата, но больше все же виноват я сам).
Библиографический список 1) Карасик В.И., Стернин И.А. Антология концептов. Том 3. [Электронный ресурс]: электрон. портал. — Режим доступа:http://www.sterninia.ru/files/757/4_Izbrannye_nauchnye_publikacii/Antologija_konceptov/Antologia_3.pdf
2) Лысенко Г. М. До красной строки, до упора: Книга избранных стихотворений. Владивосток: Тихоокеанское издательство «Рубеж», 2012. С. 256.
3) Лысенко Г. М. Счастье наизнанку. Владивосток: Альманах «Рубеж» (Серия «Линия прилива»), 2010. С. 192.