Хрестоматийный текст в русской литературе
Валентин Вадимович Головин
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Пленарное заседание (онлайн)
2022-04-18
12:40 -
13:30
Ключевые слова, аннотация
Хрестоматийный
текст – «общеизвестный текст», знакомый большинству профессиональных и
непрофессиональных читателей. Постоянное его присутствие в культуре разных поколений
порождает разные формы «считывания», значительно отличающиеся от изначального
авторского замысла. В выступлении на разных примерах (от первого русского
хрестоматийного стихотворения «Николашина похвала зимним утехам» А. С. Шишкова
до «Тимура и его команды» А. П. Гайдара) будут проанализированы причины
институционального отбора и имманентные свойства хрестоматийных текстов,
функционирующих в русской культуре Нового времени.
Тезисы
Хрестоматийный текст — «общеизвестный текст»,
знакомый большинству профессиональных и непрофессиональных читателей. По преимуществу
такой текст впервые встречается в учебных книгах и хрестоматиях, массово
продвигается педагогическим сообществом. Обретя межпоколенческую инерцию,
транслируется в семейном чтении.
Его присутствие в культуре разных поколений порождает разные формы «считывания», отличающиеся от изначального авторского замысла. Присутствие в учебных изданиях нивелирует анализ до набора превосходных эпитетов. Рассмотрение имманентных качеств хрестоматийного текста имеет интенцию литературоведческой «снисходительности», поскольку это текст «детский» и текст «несложный».
Вместе с тем каждый хрестоматийный текст при похожих институциональных историях имеет свою специфику и свою читательскую рефлексию.
В выступлении на разных примерах — от первого русского хрестоматийного стихотворения «Николашина похвала зимним утехам» А. С. Шишкова, «Барышни-крестьянки» и «Метели» А. С. Пушкина, детских стихов Н. А. Некрасова, «Детства» («Вот моя деревня») И. З. Сурикова, до «Тимура и его команды» А. П. Гайдара — будут проанализированы причины институционального отбора и имманентные свойства хрестоматийных текстов, функционирующих в русской культуре Нового времени. Каждый из перечисленных примеров обладает уникальной спецификой и безусловным новаторством. В «Николашиной похвале» это изображение ребенка-шалуна, мнемотехнические приемы, реестр и формы представления праздничной топики, «словарь» детских позитивных эмоций. В указанных повестях Белкина — «календарная» игра и «святочные толкования» природных явлений, обеспечивающих сюжетную развязку. В детских стихах Н. А. Некрасова — анатомия балагурства, рефлексия праздничного пространства и подарка. В стихотворении И. З. Сурикова — создание подобия косморамы и литературные приемы достижения ситуации максимального уюта лирического героя, в «Тимуре и его команде» — роль телесных обозначений в повести и приемов дискредитации взрослых.
Его присутствие в культуре разных поколений порождает разные формы «считывания», отличающиеся от изначального авторского замысла. Присутствие в учебных изданиях нивелирует анализ до набора превосходных эпитетов. Рассмотрение имманентных качеств хрестоматийного текста имеет интенцию литературоведческой «снисходительности», поскольку это текст «детский» и текст «несложный».
Вместе с тем каждый хрестоматийный текст при похожих институциональных историях имеет свою специфику и свою читательскую рефлексию.
В выступлении на разных примерах — от первого русского хрестоматийного стихотворения «Николашина похвала зимним утехам» А. С. Шишкова, «Барышни-крестьянки» и «Метели» А. С. Пушкина, детских стихов Н. А. Некрасова, «Детства» («Вот моя деревня») И. З. Сурикова, до «Тимура и его команды» А. П. Гайдара — будут проанализированы причины институционального отбора и имманентные свойства хрестоматийных текстов, функционирующих в русской культуре Нового времени. Каждый из перечисленных примеров обладает уникальной спецификой и безусловным новаторством. В «Николашиной похвале» это изображение ребенка-шалуна, мнемотехнические приемы, реестр и формы представления праздничной топики, «словарь» детских позитивных эмоций. В указанных повестях Белкина — «календарная» игра и «святочные толкования» природных явлений, обеспечивающих сюжетную развязку. В детских стихах Н. А. Некрасова — анатомия балагурства, рефлексия праздничного пространства и подарка. В стихотворении И. З. Сурикова — создание подобия косморамы и литературные приемы достижения ситуации максимального уюта лирического героя, в «Тимуре и его команде» — роль телесных обозначений в повести и приемов дискредитации взрослых.