Карнавал как терапия от постюгославской травмы. Анализ кинотекста Э. Кустурицы
Александра Дмитриевна Дмитриева
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Кино|Текст (онлайн)
2022-04-22
13:40 -
14:00
Ключевые слова, аннотация
В данной работе проводится
сопоставительный анализ бахтинской карнавальности и элементов карнавального в
работах Э. Кустурицы. В качестве методологической базы исследования была
использована семиотика кино Ю. Лотмана. В работе представлены наблюдения об иконических
(видео- и аудиоряде) и условных (языковых) знаках. Результаты исследования
позволяют говорить о том, что специфическая для данного региона карнавальность
является не только результатом поствоенной рефлексии, но и неотъемлемой частью
исторически сформированной традиционной балканской картины мира.
Тезисы
Вопрос «балканизма», или сконструированного представления о Балканах, активно обсуждается в междисциплинарном контексте. Самым противоречивым режиссером в этом отношении является Э. Кустурица. В данной работе был проведен анализ трех его фильмов: «Жизнь как чудо» (серб. «Живот је чудо»), «Андерграунд» (серб. «Подземље»), «Чёрная кошка, белый кот» (серб. «Црна мачка бели мачор»). Выбор фильмов был осуществлен таким образом, чтобы были представлены фильмы с военной и светской тематикой.
Семиотика кино Ю. Лотмана была использована в качестве методологической базы исследования. На ее основе были отобраны и сгруппированы наиболее отличительные иконические (видео- и аудиовизуальные) и условные (языковые) знаки, представленные в картинах. Некоторыми из полученных категорий знаков являются оппозиция я/другой, праздничность, музыкальность, дихотомия жизни и смерти, этнические стереотипы и амбивалентность. Затем они были последовательно сопоставлены с концептами карнавального М. Бахтина, а также с пониманием балканской картины мира и балканской языковой картины мира, описанной Т. Цивьян.
Полученные результаты позволяют сделать заключение о том, что карнавальность, реализуемая в фильмах Э. Кустурицы, является, с одной стороны, результатом постюгославской рефлексии, а с другой стороны, значительной составляющей балканской самоидентификации. Результаты исследования могут быть широко применены в дискурсе о «балканизме».
Семиотика кино Ю. Лотмана была использована в качестве методологической базы исследования. На ее основе были отобраны и сгруппированы наиболее отличительные иконические (видео- и аудиовизуальные) и условные (языковые) знаки, представленные в картинах. Некоторыми из полученных категорий знаков являются оппозиция я/другой, праздничность, музыкальность, дихотомия жизни и смерти, этнические стереотипы и амбивалентность. Затем они были последовательно сопоставлены с концептами карнавального М. Бахтина, а также с пониманием балканской картины мира и балканской языковой картины мира, описанной Т. Цивьян.
Полученные результаты позволяют сделать заключение о том, что карнавальность, реализуемая в фильмах Э. Кустурицы, является, с одной стороны, результатом постюгославской рефлексии, а с другой стороны, значительной составляющей балканской самоидентификации. Результаты исследования могут быть широко применены в дискурсе о «балканизме».