Образ героини как воплощение революции в романе А. Мариенгофа «Циники»
Владислава Сергеевна Сычева
Докладчик
студент 4 курса
Литературный институт им. Максима Горького
Литературный институт им. Максима Горького
Русская литература: история (онлайн)
2022-04-20
13:20 -
13:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается образ революции, запечатленный А. Б. Мариенгофом в героине
романа «Циники» Ольге, и влияние конкретной эпохи на характеры и мотивации
персонажей. Через анализ внутреннего конфликта главного героя, поэта Владимира, раскрывается место
и значение анагноризиса в структуре романа. Кроме
этого, формулируются основные принципы и закономерности неканонической эстетики
автора, которая заключается в намеренном столкновении возвышенных и приземленных
характеристик для передачи дуальности описываемой им революционной действительности.
Тезисы
В романе А. Б. Мариенгофа
«Циники» образ Ольги Константиновны, героини своего времени, неразрывно связан с
революцией. Цель доклада — раскрыть истинное значение образа Ольги, свидетельствующего
о беспощадной жестокости века, воплощением и жертвой которого становится
героиня. Внутренний монолог ее супруга Владимира, размышления которого на
протяжении всего действия стремятся к анагноризису — моменту узнавания, перехода
от неведения к знанию, помогает подвести философско-теоретическую базу под тему
исследования. Постижение истины происходит постепенно, достигая кульминации
лишь в финале и открывая герою глаза не только на его супругу, но и на себя
самого, на свою любовь и на весь мир.
Анализ рефлексии протагониста позволяет проследить за тем, как под воздействием прозаической и неприглядной реальности меняется его представление о возвышенной любви, взлелеянное классической литературой и сопровождаемое отвлеченными размышлениями.
В докладе также рассматривается диапазон многочисленных испытаний, закаляющих чувства Владимира к своенравной роковой красавице Ольге: от самых бытовых, физических, до нравственных. Уже в начале романа Владимир не сомневается в непреложности своего чувства, но с течением времени он познает истинную любовь, «которую не удушила резиновая кишка от клизмы», не только через преодоление физического отвращения, но и через отказ от собственных политических убеждений и моральных принципов.
Финал романа позволяет объединить все стадии осознания, пройденные протагонистом. Последняя реплика Владимира позволяет сделать вывод, что, несмотря на наносные легкомыслие и капризность, Ольга, в отличие от своего мужа, обладала невероятной силой характера, позволявшей ей сохранять свою притягательность, внешнее хладнокровие и здравомыслие даже при общении с отвратительными ей людьми.
Данное наблюдение позволяет утверждать, что смешение эстетического и антиэстетического начал отражается не только в образе мыслей главного героя, но и в противопоставлении «белых» и «красных» персонажей: так же, как революционные реалии соседствуют с эстетским мировоззрением Владимира, в пространстве текста сосуществуют изящная, остроумная, интеллигентная Ольга и ее беспринципные, убогие любовники. Таким же оказывается и озарение героя: он вдруг осознает, что гибель его любимого человека, павшего жертвой низости и бездуховности окружающего их мира, не повлияет ни на кого, кроме него самого. Этот вывод подводит логический итог исследованию, подтверждая обоснованность рассмотренных аспектов образа революции в романе.
Анализ рефлексии протагониста позволяет проследить за тем, как под воздействием прозаической и неприглядной реальности меняется его представление о возвышенной любви, взлелеянное классической литературой и сопровождаемое отвлеченными размышлениями.
В докладе также рассматривается диапазон многочисленных испытаний, закаляющих чувства Владимира к своенравной роковой красавице Ольге: от самых бытовых, физических, до нравственных. Уже в начале романа Владимир не сомневается в непреложности своего чувства, но с течением времени он познает истинную любовь, «которую не удушила резиновая кишка от клизмы», не только через преодоление физического отвращения, но и через отказ от собственных политических убеждений и моральных принципов.
Финал романа позволяет объединить все стадии осознания, пройденные протагонистом. Последняя реплика Владимира позволяет сделать вывод, что, несмотря на наносные легкомыслие и капризность, Ольга, в отличие от своего мужа, обладала невероятной силой характера, позволявшей ей сохранять свою притягательность, внешнее хладнокровие и здравомыслие даже при общении с отвратительными ей людьми.
Данное наблюдение позволяет утверждать, что смешение эстетического и антиэстетического начал отражается не только в образе мыслей главного героя, но и в противопоставлении «белых» и «красных» персонажей: так же, как революционные реалии соседствуют с эстетским мировоззрением Владимира, в пространстве текста сосуществуют изящная, остроумная, интеллигентная Ольга и ее беспринципные, убогие любовники. Таким же оказывается и озарение героя: он вдруг осознает, что гибель его любимого человека, павшего жертвой низости и бездуховности окружающего их мира, не повлияет ни на кого, кроме него самого. Этот вывод подводит логический итог исследованию, подтверждая обоснованность рассмотренных аспектов образа революции в романе.