Алогизм как механизм манипулятивной и убеждающей речи
Юлия Сергеевна Янкина
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Лексикология и стилистика русского языка (онлайн)
2022-04-19
14:00 -
14:20
Ключевые слова, аннотация
Доклад
посвящен рассмотрению алогизма как механизма убеждающей и манипулятивной речи
на материале заголовков интернет-изданий «Коммерсант» и «Газета.ру». В рамках
исследования проанализирован не только воздействующий, но также
коммуникативно-информационный и выразительный потенциал приемов, построенных на
отступлении от формально-логических законов, в массмедийном дискурсе.
Тезисы
Газетно-публицистические
(в пределах функционально-стилистической парадигмы В. Г. Костомарова, Г. Я.
Солганика и др.) или медийные (в рамках научных направлений медиастилистики
Н. И. Клушиной, С. Гайда и др. и медиалингвистики Т. Г. Добросклонской и др.)
тексты, как правило, отличаются связностью, обоснованностью, логичностью,
выраженными эксплицитно, поскольку направлены на обширное распространение и в
основном однократное прочтение. Однако с целью критически охарактеризовать
публичную личность, более ёмко, но красноречиво представить социально значимое
событие журналисты прибегают к намеренному искажению предметно-понятийной
логичности речи. Настоящее исследование посвящено особенностям репрезентации
средств словесной образности, построенных на отступлении от
формально-логических законов, определению роли алогизма как механизма
манипулятивной и убеждающей речи (концепции Н. И. Клушиной, М. Н. Ковешниковой,
Р. В. Патюковой, Н. Н. Оломской) на материале заголовков текстов интернет-изданий
«Коммерсант» и «Газета.ру». Заголовок как основной компонент совокупного
заголовочного комплекса (определение К. В. Прохоровой), наряду с информационной,
выполняет функцию компрессии. Кроме того, заголовок обладает мощным
эмоционально-оценочным и воздействующим потенциалом, устанавливает коммуникацию
с реципиентом, задает тональность развертывающемуся далее нарративу. В то же
время заголовок, построенный на алогизме, может зашифровывать идею текста,
которую читатель дешифрует в процессе восприятия основного содержания статьи. Такие
приемы алогизма, как оксюморон (Губернатор
спустился на повышение), катахреза (России
пропишут безуглеродную диету), зевгма (С
Путиным и енотом: как россияне голосовали в первый день выборов), реализуют речевые
стратегии убеждения и манипулирования в коммуникативном пространстве
массмедийного дискурса. Исследование проведено с позиций лингвистического
антропоцентризма, деятельностного подхода к рассмотрению семантических
аномалий, с использованием методики дискурсивного анализа.