XXV Open Conference for Philology Students at St. Petersburg State University

Алогизм как механизм манипулятивной и убеждающей речи

Юлия Сергеевна Янкина
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Лексикология и стилистика русского языка (онлайн)
2022-04-19
14:00 - 14:20

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен рассмотрению алогизма как механизма убеждающей и манипулятивной речи на материале заголовков интернет-изданий «Коммерсант» и «Газета.ру». В рамках исследования проанализирован не только воздействующий, но также коммуникативно-информационный и выразительный потенциал приемов, построенных на отступлении от формально-логических законов, в массмедийном дискурсе.

Тезисы

Газетно-публицистические (в пределах функционально-стилистической парадигмы В. Г. Костомарова, Г. Я. Солганика и др.) или медийные (в рамках научных направлений медиастилистики Н. И. Клушиной, С. Гайда и др. и медиалингвистики Т. Г. Добросклонской и др.) тексты, как правило, отличаются связностью, обоснованностью, логичностью, выраженными эксплицитно, поскольку направлены на обширное распространение и в основном однократное прочтение. Однако с целью критически охарактеризовать публичную личность, более ёмко, но красноречиво представить социально значимое событие журналисты прибегают к намеренному искажению предметно-понятийной логичности речи. Настоящее исследование посвящено особенностям репрезентации средств словесной образности, построенных на отступлении от формально-логических законов, определению роли алогизма как механизма манипулятивной и убеждающей речи (концепции Н. И. Клушиной, М. Н. Ковешниковой, Р. В. Патюковой, Н. Н. Оломской) на материале заголовков текстов интернет-изданий «Коммерсант» и «Газета.ру». Заголовок как основной компонент совокупного заголовочного комплекса (определение К. В. Прохоровой), наряду с информационной, выполняет функцию компрессии. Кроме того, заголовок обладает мощным эмоционально-оценочным и воздействующим потенциалом, устанавливает коммуникацию с реципиентом, задает тональность развертывающемуся далее нарративу. В то же время заголовок, построенный на алогизме, может зашифровывать идею текста, которую читатель дешифрует в процессе восприятия основного содержания статьи. Такие приемы алогизма, как оксюморон (Губернатор спустился на повышение), катахреза (России пропишут безуглеродную диету), зевгма (С Путиным и енотом: как россияне голосовали в первый день выборов), реализуют речевые стратегии убеждения и манипулирования в коммуникативном пространстве массмедийного дискурса. Исследование проведено с позиций лингвистического антропоцентризма, деятельностного подхода к рассмотрению семантических аномалий, с использованием методики дискурсивного анализа.