XXV Open Conference for Philology Students at St. Petersburg State University

Употребление конструкции am-Progressiv в Твиттере

Злата Обрен Илич
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Грамматика РГФ (онлайн)
2022-04-20
13:40 - 14:00

Ключевые слова, аннотация

В фокусе данного доклада — конструкция am-Progressiv, её употребление и функционирование среди пользователей на платформе Твиттер. В ходе исследования был составлен корпус из 300 примеров. Твиты отбирались с помощью расширенного поиска по платформе с ограничением по искомому языку и искомым глаголам (am + lesen 'читать'/ sinken 'понижаться'/einschlafen 'засыпáть'/hoffen 'надеяться'). Выбор глаголов обусловлен вендлеровской классификацией (activities, accomplishments, achievements, states). Примеры были проанализированы с семантической, морфосинтаксической и орфографической точек зрения.

Тезисы

Цель исследования — рассмотреть употребимость немецкой конструкции am-Progressiv носителями языка и её функционирование как в семантическом, так и в морфосинтаксическом аспекте. Материалом исследования послужил сформированный из 300 твитов корпус. Выборка производилась с помощью функции расширенного поиска по платформе с ограничением искомого языка (немецкий) и искомых глаголов (am + lesen 'читать'/ sinken 'понижаться'/einschlafen 'засыпáть'/hoffen 'надеяться'). Глаголы были выбраны на основании семантической классификации Вендлера, по одному на каждый класс: lesen 'читать' как репрезентативный глагол класса activities, sinken 'понижаться' accomplishments, einschlafen 'засыпáть' — achievements и hoffen 'надеяться' как репрезентативный глагол класса states. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: 1) проанализировать результаты поиска с семантической точки зрения и сравнить их с позициями различных германистов относительно употребимости/неупотребимости всех вендлеровских классов в прогрессивной форме; 2) провести морфосинтактический анализ, чтобы определить, воспринимается ли конструкция как глагольная или же как номинативная; 3) проанализировать орфографию и посмотреть, какое написание инфинитива — с прописной или строчной буквы — преобладает (с учётом особенности платформы).
Результаты исследования выглядят следующим образом.
1.
На платформе в равной мере представлены все четыре семантических класса глаголов в прогрессивной форме. Кроме того, поиск по платформе с запросом am hoffen 'надеяться' дал результат в 86 твитов, что означает не меньшую продуктивность глагола класса states по сравнению с глаголами остальных классов, вопреки утверждениям германистов.
2.
Синтаксический анализ показал, что прямое дополнение у двухвалентного глагола lesen 'читать'в прогрессивной форме чаще стоит перед частицей am. Напр.: ich heute wieder tweets amlesen. Это подтверждает гипотезу о том, что некогда субстантивированный инфинитив вернулся в категорию глагола. Однако были найдены и обратные примеры. Напр.: <…> und schon gar nicht, während ich am Lesen der Tweets bin <…>  или nicht interessanter ich war den ganzen tag nur am handy oder am lesen. В первом случае lesen однозначно выступает в субстантивной категории, поскольку имеет при себе Genitivattribut. Во втором предложении am lesen становится однородным предикативом с am handy, ядром которого является существительное.
3. 
Орфографический анализ показал следующее: из 300 твитов 239 имеют тенденцию к написанию глагола со строчной буквы. Но необходимо оговориться, что пользователи платформы иногда игнорируют орфографические нормы, что качественно ухудшает репрезентативность исследования.