Когнитивные фреймы стыда в экранизации «Преступление и наказание» Л. А. Кулиджанова
Алина Вадимовна Пименова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Кино|Текст (онлайн)
2022-04-22
12:40 -
13:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается эмоция стыда с позиции когнитивно-прагматического подхода. В качестве материала исследования выбрана экранизация Л. А. Кулиджанова «Преступление и наказание». На основе анализа лингвистических и паралингвистических средств выражения эмоции, а также анализа концептуального значения стыда в русской культуре определяется универсальный фрейм появления эмоции, а также значение этой эмоции в контексте художественного фильма.
Тезисы
Внимание к изучению эмоций в лингвистике возникло еще
в середине XX в., а уже сегодня в связи с развитием когнитивно-прагматического подхода
изучение того, как мышление и эмоции человека влияют на его язык, является
одним из самых приоритетных направлений. Стыд — это эмоция межличностного
характера, которая участвует в регуляции человеческого поведения. От других
эмоций стыд отличается тем, что это нравственная категория, которая
подразумевает внутреннее переживание, преимущественно выраженное в речи невербальным
кодом, чем обусловлен выбор материала исследования.
Материалом настоящего исследования стала экранизация Л. А. Кулиджанова «Преступление и наказание», снятая на основе знаменитого романа Ф. М. Достоевского. Изучение эмоции в кинотексте проводится на основе анализа лингвистических и паралингвистических средств выражения, при этом внимание уделяется не просто семантике лексемы «стыд», но и контекстуальным значениям стыда в эпизодах фильма. За основу анализа выбрана точка зрения Родиона Раскольникова, главного героя «Преступления и наказания». В результате определяется универсальных фрейм появления эмоции: «щепетильная» тема и реакция на эту тему главного героя. При этом отмечается, что психологическое состояние героя в ситуациях стыда выражается за счет комплексного изображения соматических и/или вербальных реакций, а также за счет специальных кинематографических средств, используемых режиссером при передаче эмоции.
Материалом настоящего исследования стала экранизация Л. А. Кулиджанова «Преступление и наказание», снятая на основе знаменитого романа Ф. М. Достоевского. Изучение эмоции в кинотексте проводится на основе анализа лингвистических и паралингвистических средств выражения, при этом внимание уделяется не просто семантике лексемы «стыд», но и контекстуальным значениям стыда в эпизодах фильма. За основу анализа выбрана точка зрения Родиона Раскольникова, главного героя «Преступления и наказания». В результате определяется универсальных фрейм появления эмоции: «щепетильная» тема и реакция на эту тему главного героя. При этом отмечается, что психологическое состояние героя в ситуациях стыда выражается за счет комплексного изображения соматических и/или вербальных реакций, а также за счет специальных кинематографических средств, используемых режиссером при передаче эмоции.