XXV Open Conference for Philology Students at St. Petersburg State University

Прецедентные феномены, актуальные для современной русской речи представителей разных поколений

Александра Васильевна Данилова
Докладчик
студент 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Владислава Евгеньевна Севастьянова
Докладчик
студент 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Антрополингвистика (онлайн)
2022-04-19
12:50 - 13:10

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен актуализации в речи представителей разных поколений прецедентных феноменов сложной природы — кинофильмов, «вирусных» видеороликов, мемов. В исследовании устанавливается, как носители языка разного возраста оценивают подобные коммуникативные явления в собственной и чужой речи, какие коммуникативные цели преследуют, используя цитатный материал, и с какими коммуникативными трудностями сталкиваются при этом. Материалом для анализа являются данные опроса, проведенного в группах людей двух различных возрастных категорий.

Тезисы

Под прецедентностью в современной русистике понимается наличие в речи элементов ранее созданных текстов. Сегодня в различных речевых ситуациях говорящий часто использует цитатный материал, заимствованный из популярных фильмов, а также фразы, получившие распространение в социальных сетях в составе т. н. вирусных видео и мемов. Очевидно, что подобное употребление характерно прежде всего для активных пользователей социальных сетей, в первую очередь для молодого поколения. Таким образом, речевые явления, отсылающие к указанным прецедентным феноменам, — это фактор, который так или иначе влияет на межпоколенную коммуникацию. Не вполне ясно, способны ли люди старшего поколения в должной мере понимать речь молодежи, опирающуюся на подобную цитацию, и заинтересованы ли в этом. В связи с этим задача исследования состоит в том, чтобы выяснить, является ли знание определённого набора речевых явлений, отсылающих к прецедентным текстам, необходимым условием успешной коммуникации между людьми разных возрастных категорий. Другая важная задача — выявить цель использования подобных речевых феноменов людьми разного возраста.
Материалом для доклада стали данные электронного опроса, проведенного среди представителей двух поколений. В ходе исследования было выявлено, что представители как старшего, так и младшего поколения выделяют две основные характеристики употребления указанных речевых феноменов: 1) сказанная фраза в определенном контексте точнее выражает необходимые эмоции; 2) использование подобных речевых оборотов происходит бессознательно. 52% представителей старшего поколения отмечают также, что в процессе коммуникации возникали случаи, когда их собеседники использовали неизвестное выражение из мема или «вирусного» видео, что препятствовало продолжению разговора и пониманию его темы. Тем не менее почти 100% участников опроса считают, что старшему поколению нужно интересоваться «новыми феноменами в речи». Можно сделать вывод, что люди старшего поколения готовы знакомиться с современными речевыми оборотами, хотя это достаточно затруднительно для них: был поставлен эксперимент, который показал, что 98% участников не смогло определить смысл предложенных фраз из мемов и «вирусных» видео. Опрос среди молодых носителей языка демонстрирует, что в 78% случаев им приходится пояснять смысл той или иной фразы в разговоре с людьми старшего возраста. Из прочих наблюдений стоит выделить то, что почти 90% фраз из мемов и «вирусных» видео, которыми поделились участники опроса, содержат обсценную лексику. Подробное изучение данных проведенного опроса позволяет выявить тенденции развития речевого поведения, опирающегося на прецедентные феномены, и их влияние на межпоколенную коммуникацию.