XXV Open Conference for Philology Students at St. Petersburg State University

«Ой, бил меня муж, колотил меня муж»: сюжет семейной ссоры в интерпретации лирической песни

Светлана Константиновна Мамонова
Докладчик
студент 3 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Фольклор и мифология, онлайн
2022-04-21
17:30 - 17:50

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается сюжет о ссоре мужа с женой в хороводных и плясовых песнях. Тексты анализируются как на уровне субъектной, так и на уровне семантической организации с целью выявить специфику представления гендерных ролей и межгендерных отношений. Большое внимание уделяется функциям комического начала в песнях. В качестве основной нами выделяется функция социального одобрения, когда через осмеяние коллектив транслирует определенную норму поведения. Также в анализируемых текстах комическое выполняет магическую и терапевтическую функции.

Тезисы

Материалом для доклада послужили лирические песни, в которых осмысляется ситуация ссоры между мужем и женой. Данные тексты можно классифицировать как комические, т. к. большую роль в них играет карнавальная символика. Предметом исследования является специфика распределения гендерных ролей в конфликте, а также непосредственная функция смехового начала.
Первая группа текстов представляет собой ситуации, в которых муж наказывает жену. Однако назвать их однородными нельзя. В первую очередь, обращает на себя внимание субъектная организация текстов: исполняются они, как правило, от лица женщины. В ходе исследования нами выделяется два семантических типа таких песен: 1) муж бьет жену за проступок, в котором она сама признается (как правило, это измена, пьянство, неповиновение мужу или членам его семьи); 2) муж-злодей издевается над собственной женой (зачастую это сюжет о муже-пьянице). Исходя из представленных семантических различий, нами предпринимается анализ представления женской идентичности в текстах песен. Песня как особая форма коммуникации транслирует определенную санкционированную коллективном норму, в которой, женщина, с одной стороны, должна быть покорна мужу и придерживаться установленных правил семейной жизни (пьющая и гуляющая жена в песенных текстах сатирически высмеивается), но с другой стороны, женщина может и наказать мужа, опозорить его перед коллективом и родней.
Другая группа текстов значительно больше по объему и более разнообразна по мотивному составу. В них жена наказывает мужа за пьянство и измену различными способами (бьет, топит, проклинает, убивает, привязывает к дереву, позорит его перед родственниками). Более сложной представляется и субъектная организация этих текстов: в некоторых из них субъектом является сам нерадивый муж (старик, неровня, пьяница); также представлены тексты с третьеличным субъектом. В анализируемых нами сборниках (в основном относящихся к XIX—началу XX вв.) эти песни отмечены собирателями как «таночные», «плясовые», «хороводные», «свадебные», то есть предполагали публичное исполнение. Это позволяет нам сделать некоторые предварительные выводы о специфике комического начала в данных песенных текстах. Их исполнение в рамках свадьбы может говорить о наличии некой магической функции: через осмеяние коллектив пытается исключить все плохое из жизни молодоженов. Однако подобная функция не кажется нам первостепенной. Предположительно можно сказать, что комическое начало в данных песенных текстов выполняет функцию социальной санкции: осмеяние маркирует одобряемое и неодобряемое поведение как мужа, так и жены. В то же время нельзя исключать и «терапевтическую» функцию, когда смех становится защитной реакцией от негативных явлений действительности.