Изоляция как пограничная ситуация в пандемической драме
Анна Николаевна Макарова
Докладчик
студент 5 курса
Кубанский государственный университет
Кубанский государственный университет
Русская литература: теория, поэтика (онлайн)
2022-04-21
19:20 -
19:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе исследуется символическое пространство, характеризующееся «закольцованностью», которую невозможно преодолеть. Пандемическая драма Е. Г. Водолазкина «Сестра четырёх» приобретает черты литературы экзистенциализма, где пандемия — это метафора смерти.
Тезисы
В пандемической драме Е. Г. Водолазкина «Сестра четырёх» внешним пространством становится больница имени А. Камю. Отметим его
символическую функцию: Камю известен нам как философ-экзистенциалист.
Экзистенциализм — направление в философии, рассматривающее человека как
уникальное духовное существо, способное сделать выбор собственной судьбы. Идеи
экзистенциализма мы находим в романе Камю «Чума», где герои сталкиваются с
пограничной ситуацией. Болезнь
становится развернутой метафорой «бытия в целом». Инфекционная больница в драме Водолазкина «Сестра четырёх» — «топологическое пространство», которое приводит в движение всю структуру
символа.
Абсурд, по представлениям экзистенциалистов, является связью между человеческой сущностью и иррациональностью окружающего мира. Борьба с болезнью и трансцендентное развитие за счет вируса взаимодействуют, но эта связь становится абсурдной в пандемической драме. У Водолазкина герои погружаются в состояние опьянения, посредством которого, согласно дионисийской мифологии, возможна встреча с богом, обретение трансцендентного знания. Будучи нетрезвым, Фунги находит косу под кроватью. Через некоторое время появляется Сестра, называющая себя Смертью; теперь героям нужно исповедаться. Однако духовное преображение, связанное с феноменом опьянения, в пьесе становится абсурдным. Разыгрывается сцена Судного дня, а персонажи признаются в своих странных грехах. «Вы просто фейк какой-то», — говорит депутат, и этой репликой можно охарактеризовать жизнь четырех.
Цель познания — понять скрытые смыслы встречи с пандемией, потому что абсурд невозможен без требования ясности. Ее представляют Сестра и радио. Угнетающие новости о смертях во всем мире развлекают больных, что уже есть абсурд. Сестра должна спасать, но она убивает. По мнению Камю, человек имеет выбор: либо жить в своем времени, приспосабливаясь к нему, либо пытаться возвыситься над ним, но можно и вступить с ним в сделку — «жить в своем веке и веровать в вечное». Героиня выбирает второй вариант, разыгрывая Судный день.
Пандемия становится экзистенциальной метафорой смерти. Замкнутое пространство оказывается наделенным символической функцией. Пограничная ситуация наделяется в пандемической драме чертами абсурдного, но встреча с ней способна приблизить героев к пониманию своей сущности.
Абсурд, по представлениям экзистенциалистов, является связью между человеческой сущностью и иррациональностью окружающего мира. Борьба с болезнью и трансцендентное развитие за счет вируса взаимодействуют, но эта связь становится абсурдной в пандемической драме. У Водолазкина герои погружаются в состояние опьянения, посредством которого, согласно дионисийской мифологии, возможна встреча с богом, обретение трансцендентного знания. Будучи нетрезвым, Фунги находит косу под кроватью. Через некоторое время появляется Сестра, называющая себя Смертью; теперь героям нужно исповедаться. Однако духовное преображение, связанное с феноменом опьянения, в пьесе становится абсурдным. Разыгрывается сцена Судного дня, а персонажи признаются в своих странных грехах. «Вы просто фейк какой-то», — говорит депутат, и этой репликой можно охарактеризовать жизнь четырех.
Цель познания — понять скрытые смыслы встречи с пандемией, потому что абсурд невозможен без требования ясности. Ее представляют Сестра и радио. Угнетающие новости о смертях во всем мире развлекают больных, что уже есть абсурд. Сестра должна спасать, но она убивает. По мнению Камю, человек имеет выбор: либо жить в своем времени, приспосабливаясь к нему, либо пытаться возвыситься над ним, но можно и вступить с ним в сделку — «жить в своем веке и веровать в вечное». Героиня выбирает второй вариант, разыгрывая Судный день.
Пандемия становится экзистенциальной метафорой смерти. Замкнутое пространство оказывается наделенным символической функцией. Пограничная ситуация наделяется в пандемической драме чертами абсурдного, но встреча с ней способна приблизить героев к пониманию своей сущности.