Проблема языка и пола в творчестве Ингеборг Бахман
Елизавета Владимировна Чадова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
История зарубежных литератур (онлайн)
2022-04-21
15:35 -
15:50
Ключевые слова, аннотация
В докладе исследуется проблема языка как способа художественного освоения реальности в творчестве И. Бахман (1926—1973). На материале романа «Малина», рассказа «Шаг к Гоморре» и сборника «Отсроченное время» осмысляется тема поисков «идеального языка» в контексте влияния, оказанного на творчество Бахман Л. Витгенштейном. Придавая большое значение слову как оптике миропонимания, Бахман тесно сплетает тему языка с темой «женского слова». В результате удается сделать вывод о том, что через язык писательница осмысляет взаимовлияние категорий пола и языка в XX в.
Тезисы
Целью доклада является рассмотрение категории языка в творчестве И. Бахман. На материале ее художественных текстов делается вывод о том, что для Бахман повседневный язык представляется как искаженный, ошибочный. Бахман предпринимает постоянную попытку его переосмысления и усовершенствования. В ходе исследования решаются следующие задачи:
1. Анализ творческого пути Бахман и ее подчеркнутого представления о «пограничности» собственного существования и языка как такового;
2. Обзор представлений Бахман об игровой природе языка в контексте философии Л. Витгенштейна и М. Хайдеггера;
3. Рассмотрение понятия «виновности» языка в рамках категории Другого (выраженного в качестве мужского, «тоталитарного» начала в противовес женскому, «идеальному»);
4. Осмысление взаимного проникновения понятий пол и язык в творчестве Бахман;
С опорой на научные труды последних десятилетий по проблеме художественного языка Бахман, в докладе формулируется вывод о том, что понятие языка представляется важным для понимания творчества Бахман и ее недоверия к художественному слову в разные периоды ее жизни. Так, ранний интерес писательницы к наследию Витгенштейна натолкнул ее на художественные поиски и размышления о языковой природе. Кроме того, в результате проведенного анализа было выявлено, что понятие языка у Бахман тесно переплетено с категорией пола. Женский голос олицетворяет язык поэзии и любви, который мог бы противопоставить себя «милитаристскому» и «виновному» языку Другого (мужскому). В докладе также приводится вывод о том, что причастность Бахман к проблеме языка позволил ей пойти дальше, выйти на мировой масштаб и осмыслить недостаточности языка, языковое насилие в XX в. В заключении делается вывод о том, что размышления о метаязыке у Бахман скорее трагичны — героини ее произведений, несмотря на попытку найти собственный голос, в конце концов или умолкают, или физически исчезают из мира.
1. Анализ творческого пути Бахман и ее подчеркнутого представления о «пограничности» собственного существования и языка как такового;
2. Обзор представлений Бахман об игровой природе языка в контексте философии Л. Витгенштейна и М. Хайдеггера;
3. Рассмотрение понятия «виновности» языка в рамках категории Другого (выраженного в качестве мужского, «тоталитарного» начала в противовес женскому, «идеальному»);
4. Осмысление взаимного проникновения понятий пол и язык в творчестве Бахман;
С опорой на научные труды последних десятилетий по проблеме художественного языка Бахман, в докладе формулируется вывод о том, что понятие языка представляется важным для понимания творчества Бахман и ее недоверия к художественному слову в разные периоды ее жизни. Так, ранний интерес писательницы к наследию Витгенштейна натолкнул ее на художественные поиски и размышления о языковой природе. Кроме того, в результате проведенного анализа было выявлено, что понятие языка у Бахман тесно переплетено с категорией пола. Женский голос олицетворяет язык поэзии и любви, который мог бы противопоставить себя «милитаристскому» и «виновному» языку Другого (мужскому). В докладе также приводится вывод о том, что причастность Бахман к проблеме языка позволил ей пойти дальше, выйти на мировой масштаб и осмыслить недостаточности языка, языковое насилие в XX в. В заключении делается вывод о том, что размышления о метаязыке у Бахман скорее трагичны — героини ее произведений, несмотря на попытку найти собственный голос, в конце концов или умолкают, или физически исчезают из мира.