Мифологема сна как попытка осмысления концепции времени в творчестве Б. Т. Евсеева и Л. И. Бородина
Полина Михайловна Сазонова
Докладчик
магистрант 2 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Русская литература: история (онлайн)
2022-04-20
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
Доклад
посвящен рассмотрению мифологемы сна как попытки осмысления концепции времени в
романе Б. Т. Евсеева «Очевидец грядущего» и повести
Л. И. Бородина «Ловушка для Адама». В этих произведениях
прослеживается тенденция к обращению современных писателей к мифологеме сна,
которая выступает одним из способов выражения замысловатости временного потока.
Подчеркивается, что нестандартная интерпретация течения времени и обращение к
нелинейному повествованию
свойственны произведениям неомодернистского направления, к которым могут быть
отнесены Евсеев и Бородин.
Тезисы
Сон в литературе рассматривается как переходное состояние между миром
живых и мертвых. Нередко мифологема сна
привносит в литературные произведения сюжетные повороты, связанные с нравственными
исканиями героев, но настоящее исследование направлено на попытку доказать, что
писатели-неомодернисты, к числу которых можно отнести и Б. Т. Евсеева
и Л. И. Бородина, обращаются к образу сна для того, чтобы по-новому
подойти к рассмотрению проблемы времени.
Преодоление временных континуумов посредством погружения в сон ярко представлено в романе Евсеева «Очевидец грядущего». Действие романа развивается в нескольких временных реалиях и затрагивает период с XVIII по XXI в. Кроме того, в романе присутствуют образы реальных исторических личностей. Они все сосуществуют в одной реальности несмотря на то, что повествование включает сразу три века.
В «Очевидце грядущего» обнаруживается концепция, свойственная неомодернистскому направлению: прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно. Одно время включает в себя другое, поэтому времени в общепринятом смысле не существует.
Главный герой повествования, Авель Васильев, является провидцем, который имеет возможность заглянуть в будущее, пройти «сквозь время». Провидения Авелю Васильеву приходят не спонтанно. Герой видит будущее как будто бы во сне, который на самом деле является обморочным состоянием. Евсеев высказывает мысль о феномене времени не столько в диалогах героев, сколько в попытках передать цикличность истории. Движение времени в романе показано спиралевидно, чему способствует будто бы перманентное существование героя в мире сновидений.
В повести «Ловушка для Адама» Бородина осмыслению проблемы времени также уделено немало внимания. Сны здесь не имеют провидческого характера — они выполняют функцию нравственного искупления главного героя, через них происходит возрождение души человека.
По отношению к феномену времени сны в названной повести Бородина представляют собой некий протест против материального существования. Жизнь Адама делится на дневную и ночную, при этом герой всячески пытается «сбежать» во вторую реальность, дабы уклониться от наказания за ошибки, совершенные в первой. Образ умершей матери во снах главного героя выполняет роль своеобразного духовного ориентира, взывающего к принятию правильного решения.
Таким образом, обращение писателей к мифологеме сна позволяет им продемонстрировать оригинальное отношение к осмыслению концепции времени. Герои рассмотренных произведений Евсеева и Бородина буквально существуют вне времени и пространства, чему способствует их погружение в сон как иную действительность.
Преодоление временных континуумов посредством погружения в сон ярко представлено в романе Евсеева «Очевидец грядущего». Действие романа развивается в нескольких временных реалиях и затрагивает период с XVIII по XXI в. Кроме того, в романе присутствуют образы реальных исторических личностей. Они все сосуществуют в одной реальности несмотря на то, что повествование включает сразу три века.
В «Очевидце грядущего» обнаруживается концепция, свойственная неомодернистскому направлению: прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно. Одно время включает в себя другое, поэтому времени в общепринятом смысле не существует.
Главный герой повествования, Авель Васильев, является провидцем, который имеет возможность заглянуть в будущее, пройти «сквозь время». Провидения Авелю Васильеву приходят не спонтанно. Герой видит будущее как будто бы во сне, который на самом деле является обморочным состоянием. Евсеев высказывает мысль о феномене времени не столько в диалогах героев, сколько в попытках передать цикличность истории. Движение времени в романе показано спиралевидно, чему способствует будто бы перманентное существование героя в мире сновидений.
В повести «Ловушка для Адама» Бородина осмыслению проблемы времени также уделено немало внимания. Сны здесь не имеют провидческого характера — они выполняют функцию нравственного искупления главного героя, через них происходит возрождение души человека.
По отношению к феномену времени сны в названной повести Бородина представляют собой некий протест против материального существования. Жизнь Адама делится на дневную и ночную, при этом герой всячески пытается «сбежать» во вторую реальность, дабы уклониться от наказания за ошибки, совершенные в первой. Образ умершей матери во снах главного героя выполняет роль своеобразного духовного ориентира, взывающего к принятию правильного решения.
Таким образом, обращение писателей к мифологеме сна позволяет им продемонстрировать оригинальное отношение к осмыслению концепции времени. Герои рассмотренных произведений Евсеева и Бородина буквально существуют вне времени и пространства, чему способствует их погружение в сон как иную действительность.