XXV Open Conference for Philology Students at St. Petersburg State University

Новое Средневековье в творчестве В. Сорокина

Михаил Сергеевич Ищенко
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Русская литература: теория, поэтика (онлайн)
2022-04-21
19:00 - 19:20

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен проблеме дискурсивности в произведениях В. Г. Сорокина. Был проведен анализ системы мотивов, метафор, хронотопа, идеологем и других элементов текста и их трансгрессии из области привычного в область остраненного, карнализации и развоплощения телесного в дискурс на базе нескольких произведений писателя. Выдвигается гипотеза о взаимопереводимости дискурсов в произведениях Сорокина.

Тезисы

На сегодняшний день В. Г. Сорокин остается актуальной литературной фигурой для исследователей. Его тексты продолжают переводиться на десятки языков, а в научном мире ежемесячно публикуются сотни работ как молодых, так и авторитетных ученых. Тексты писателя изучены уже во многих аспектах — и литературоведческих, и лингвистических. Тем не менее, до недавних пор вне поля зрения у большинства крупных ученых оставалось описание дискурсов писателя. Отчасти эта проблема была решена в недавно вышедшей работе Д. Уффельманна «Дискурсы Владимира Сорокина». Мы считаем, что исследование дискурсов в текстах Сорокина может стать хорошим шагом к комплексному пониманию произведений автора.
Средневековый дискурс — это исторический взгляд автора на события, транслируемые в таких произведениях, как «Ледяная трилогия», «День опричника», «Сахарный Кремль», «Теллурия». Отметим также, что исследуемые романы — не исторические и не созданы в качестве попытки объяснить прошлое. Сам Сорокин сказал, что это попытка осмыслить настоящее, а «на настоящее полезно смотреть не прямо, а через систему зеркал — через прошлое или будущее». Такими зеркалами становятся перечисленные выше произведения. В них для нас наиболее важен средневековый дискурс — комплекс мотивов и метафор, хронотопа и идеологем, и их трансгрессия из области привычного в область остраненного.
Так, например, представляют интерес образы из романа «День опричника» и сборника «Сахарный Кремль»: мобильник в сорокинском художественном пространстве становится «мобилой», автомобиль Мерседес — «мерин» и др. Кроме того, в сборнике «мобило» трансформируется уже в «говоруху». Этот переход недвусмысленно отражает мотив обособленности, изолированности. По сюжету такая изолированность государства возникает к концу 2020-х гг. Однако далее возникает новое художественное пространство в романе «Теллурия», отражающее события середины XXI в. и политическую обстановку, похожую на феодальную раздробленность Древней Руси. Территориальная изолированность вынуждает персонажей романа обращаться к историческим культурным концептам, чтобы выжить. Так, картофель начинает использоваться не только в качестве еды, но и как топливо: «На тракте, как всегда, привычно пахло конским навозом, резким дизельным выхлопом и сладковатым картофельным». В этом месте возникает взаимопереводимость дискурсов: средневекового и гастрономического.
Тексты Сорокина имеют множество слоев, рассмотрение которых позволит приблизиться к правильному истолкованию произведений автора. Анализ дискурсов и поиск точек их взаимопереводимости позволит взглянуть на тексты писателя комплексно и системно, откроет новые грани и смыслы, заложенные писателем.