XXV Open Conference for Philology Students at St. Petersburg State University

Мотивы и образы философии даосизма в мифопоэтике Константина Бальмонта

Найшо Лю
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Русская литература: история (онлайн)
2022-04-20
12:40 - 13:00

Ключевые слова, аннотация

В настоящем докладе анализируются мотивы и образы философии даосизма в мифопоэтике К. Д. Бальмонта. Целью является рассмотрение малоизученной проблемы –– соотношения этих мифопоэтических мотивов с понятием Логоса в европейской традиции на основе компаративного, мотивного и мифопоэтического анализа в сборниках Бальмонта «Будем как солнце» (1903) и «Только любовь» (1903). Философия даосизма способствовала становлению синкретического художественного мышления поэта, которое определило взаимосвязь мотивов и образов восточной и западной традиций в контексте русской литературы Серебряного века.

Тезисы

Доклад посвящен анализу мотивов и образов философии даосизма в мифопоэтике поэта-символиста Константина Бальмонта. Актуальность обусловлена необходимостью более глубокого изучения проблемы: в современных китайских и российских исследованиях намечены лишь отдельные аспекты разработки темы. Целью является рассмотрение малоизученной проблемы –– соотношения мифопоэтических мотивов, связанных с философией даосизма, с понятием Логоса в европейской традиции и понятием Дао в восточной философии на основе компаративного, мифопоэтического и мотивного анализа. Логос и Дао как два первоначала характеризуют Запад и Восток. Учение о Дао оказало огромное воздействие на философию и культуру Китая. Логос –– это базовая категория, которая является основой европейского мышления. Понятия схожи по смыслу, но их трансформация на мифопоэтической основе в лирике Бальмонта имеет различную семантику.
Задачи нашего исследования: во-первых, проанализировать, как образы и мотивы философии даосизма отразились в поэзии Бальмонта; во-вторых, рассмотреть, как они соотносятся с понятием Логос в европейской традиции. Материалом исследования являются стихотворения Бальмонта «Великое Ничто», «Ветер» (сборник «Будем как солнце», 1903), «Бог создал мир из ничего» (сборник «Только любовь», 1903) и др.
В результате анализа было установлено, что в учении о даосизме встречаются близкие философские аналогии с учением о Логосе (напр., учения Дао как космического закона, проявления разума пантеистически понимаемой природы). В стихотворениях Бальмонта встречаются образы китайской мифологии, которые не только обогащают его художественный мир, но и его духовный мир (напр., «великое ничто», «сказочная птица», «дракон», «феникс» и др.). В период с 1900 по 1908 г. поэту были близки идеи гармонического единения ритмов природы с ритмами космического существования человека (напр., путь Дао и человека; категория «ву-вей» и «инь-ян»; идея «мир перемен»; быть «частью-частицей» природы и др.). Философия даосизма оказалась плодотворной для мифопоэтики Бальмонта, наряду с этим мотивы Дао как пути к вселенскому первоначалу, к естественным принципам жизни становятся важной частью художественного мира поэта, частью его Логоса (напр., строка «Симметрия – их основной закон...» в стихотворении «Великое Ничто»). Восточная философия у поэта – это основа его религиозного синкретизма, включающего даосизм –– «Великое Ничто» и «Ветер» (сборник «Будем как солнце»), буддизм–– «Вино минут» (сборник «Литургия красоты»), «Мгновения правды» (сборник «Тишина»), индуизм –– цикл «Индийские травы» (сборник «Горящие здания»), веданту –– «Сон» (сборник «Тишина») и др. Углубление этих аспектов перспективно для дальнейшего исследования мифопоэтики Бальмонта.