«Совершенный есть гипохондрик»: тип героя-ипохондрика в трагедиях А. П. Сумарокова
Андрей Алексеевич Петров
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Русская литература: история (онлайн)
2022-04-19
13:20 -
13:40
Ключевые слова, аннотация
Критикуя трагедию А. П. Сумарокова «Хорев» в «Письме… от приятеля к приятелю» 1750 г., В. К. Тредиаковский характеризует Кия, одного из центральных героев произведения Сумарокова, как ипохондрика. Исходя из характерного для эпохи представления об ипохондрии, можно выделить особую группу героев, соответствующую данному критиком определению. Анализу этого типа героев трагедий Сумарокова посвящен доклад.
Тезисы
Критикуя трагедию А. П. Сумарокова «Хорев» в «Письме... от приятеля к приятелю» 1750 г., В. К. Тредиаковский дает такую характеристику
Кию, одному из центральных ее героев: «Что ж до Кия; его равнодушие весьма
странное: он представлен от Автора то лехконравным, то тяжелонравным; иногда он
у него весьма добрым человеком; а иногда чрезвычайно злым. Кий сей как
некоторый флюгер: куда ветр ни подует, туда он и оборотится. Словом, Кий
Авторов совершенный есть гипохондриак, или некоторый род сумозброда».
Содержание понятия «ипохондрия» в XVIII в. кардинально
отличалось от современного. Исходя из проанализированных источников, можно установить, что в самом общем виде под ней понималась резкая смена настроения, раздражительность, импульсивность, прямо влияющая на поступки человека. Можно говорить о своего рода типе персонажа-ипохондрика в трагедиях Сумарокова. К нему относятся, по меньшей мере, два героя — Кий в трагедии «Хорев» и Олег в трагедии «Семира». Описанный тип выделяется среди всех сумароковских персонажей
удивительной глубиной психологической мотивировки и точностью ее изображения. Объяснение
такой его выделенности видится в автопсихологическом начале
характеров персонажей.