Жанр драматической фантазии у Нестора В. Кукольника: реальность как выражение мира фантазии и воображения автора.
Саша Чеппаруло
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
онлайн
2022-03-17
12:30 -
12:50
Ключевые слова, аннотация
Драматические фантазии; монологи; непосредственность; субъективность;
лиризм; действующее лицо.
Тезисы
Творчество
Н. В. Кукольника на сегодняшний день мало исследуемая область литературоведения,
это обуславливает актуальность данного доклада. Главный тезис данного доклада,
следующий: в драматических фантазиях Н. В. Кукольника нет персонажей в
традиционном смысле слова. Большинство критических комментариев к драматическим
фантазиям Кукольника обращало внимание на то, что, кроме главного
героя-художника, в них нет самостоятельных персонажей как таковых: все
остальные действующие лица своими действиями и характерами призваны лишь
показать с разных сторон образ главного героя. В данном докладе будет доказано,
что, на самом деле, в драматических фантазиях Н. В. Кукольника главный герой
тоже не является персонажем в традиционном смысле слова. Персонаж — это создание
писателя, который, обладая какими-то чертами (в которые может войти и смутность
характера), самостоятельно действует и движется по пространству, определенному
художественным произведением. Цель драматических фантазий Кукольника, как он
сам часто повторяет, заключается в том, что читатель должен понять «почему я
мыслил именно так, а не иначе» (из примечаний к драматической фантазии «Торквато Тассо», 1834). Приводя, к примеру,
самую важную и известную драматическую фантазию «Торквато Тассо», мы можем
сказать, что в ней Кукольник не описывает историческую и психологическую
личность Тассо, а также не представляет какого-то вымышленного Тассо, который
действует по своему определенному характеру, выдуманному автором. Напротив, мы в
ней обнаруживаем только образ Тассо Кукольника. Главный сюжет драматической
фантазии, это не Тассо, а Тассо Кукольника, то есть мысли, плоды воображения самого
Кукольника о нем. Главный сюжет драматических фантазий — это «фантазии» автора
о главном герое. Это вводит в художественные произведения высокий уровень
субъективности, который отражает романтическое понятие истины.
Интуитивно значит – непосредственно. Это нам
позволяет проанализировать очень важную черту драматических фантазий
Кукольника: специфику их монологов. В этих монологах говорит не их главный
герой-художник, а сам автор. Тассо, Санназар и другие заглавные герои не высказываются
о своих чувствах, не размышляют над своими поступками и не комментируют
прошедшее. Напротив, в них Кукольник выражает свой образ чувств и
размышлений этих великих художников. Все это происходит непосредственно:
в своих драматических фантазиях Кукольник не объясняет, почему он мыслил так
или иначе, он не описывает причину плодов своего воображения, он просто их прямо
выражает через монологи главного героя-художника. Субъективизм и большое
количество монологов подчеркивает другую очень важную черту романтического
жанра фантазии: лиризм. В этом случае лиризм не характеризует высказывания
действующих лиц, а самого автора.