50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Жанр драматической фантазии у Нестора В. Кукольника: реальность как выражение мира фантазии и воображения автора.

Саша Чеппаруло
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

онлайн
2022-03-17
12:30 - 12:50

Ключевые слова, аннотация

Драматические фантазии; монологи; непосредственность; субъективность; лиризм; действующее лицо. 

Тезисы

Творчество Н. В. Кукольника на сегодняшний день мало исследуемая область литературоведения, это обуславливает актуальность данного доклада. Главный тезис данного доклада, следующий: в драматических фантазиях Н. В. Кукольника нет персонажей в традиционном смысле слова. Большинство критических комментариев к драматическим фантазиям Кукольника обращало внимание на то, что, кроме главного героя-художника, в них нет самостоятельных персонажей как таковых: все остальные действующие лица своими действиями и характерами призваны лишь показать с разных сторон образ главного героя. В данном докладе будет доказано, что, на самом деле, в драматических фантазиях Н. В. Кукольника главный герой тоже не является персонажем в традиционном смысле слова. Персонаж — это создание писателя, который, обладая какими-то чертами (в которые может войти и смутность характера), самостоятельно действует и движется по пространству, определенному художественным произведением. Цель драматических фантазий Кукольника, как он сам часто повторяет, заключается в том, что читатель должен понять «почему я мыслил именно так, а не иначе» (из примечаний к драматической фантазии  «Торквато Тассо», 1834). Приводя, к примеру, самую важную и известную драматическую фантазию «Торквато Тассо», мы можем сказать, что в ней Кукольник не описывает историческую и психологическую личность Тассо, а также не представляет какого-то вымышленного Тассо, который действует по своему определенному характеру, выдуманному автором. Напротив, мы в ней обнаруживаем только образ Тассо Кукольника. Главный сюжет драматической фантазии, это не Тассо, а Тассо Кукольника, то есть мысли, плоды воображения самого Кукольника о нем. Главный сюжет драматических фантазий — это «фантазии» автора о главном герое. Это вводит в художественные произведения высокий уровень субъективности, который отражает романтическое понятие истины.  Интуитивно значит – непосредственно. Это нам позволяет проанализировать очень важную черту драматических фантазий Кукольника: специфику их монологов. В этих монологах говорит не их главный герой-художник, а сам автор. Тассо, Санназар и другие заглавные герои не высказываются о своих чувствах, не размышляют над своими поступками и не комментируют прошедшее. Напротив, в них Кукольник выражает свой образ чувств и размышлений этих великих художников. Все это происходит непосредственно: в своих драматических фантазиях Кукольник не объясняет, почему он мыслил так или иначе, он не описывает причину плодов своего воображения, он просто их прямо выражает через монологи главного героя-художника. Субъективизм и большое количество монологов подчеркивает другую очень важную черту романтического жанра фантазии: лиризм. В этом случае лиризм не характеризует высказывания действующих лиц, а самого автора.