Принципы и методы выявления одаренных детей (в области иностранных языков)
Татьяна Валерьевна Сказочкина
Докладчик
преподаватель
Академическая гимназия СПбГУ
Академическая гимназия СПбГУ
ауд. 25 MS Teams
2022-03-19
18:10 -
18:30
Ключевые слова, аннотация
Одаренность, одаренные дети, мотивация,
выявление, контроль, обучение, тестирование.
Тезисы
Оценка ребенка как одаренного не должна
являться самоцелью. Выявление одаренных детей в области иностранных языков
необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием
им психологической помощи и поддержки. Таким образом, система диагностики
является не только инструментом контроля и оценки, но и мотивации и обучения. В
данной статье мы опираемся на одно из положений модели человеческого потенциала, а именно, что одаренный ребенок -
это не констатация факта, а характеристика перспективы развития. Одаренность –
это динамическая характеристика, потенциал личности ребёнка. Ответственность
педагога заключается в том, чтобы выявить и поддержать этот потенциал.
Проблема выявления одаренных детей и
подростков может быть переформулирована как проблема создания условий для
интеллектуального и личностного роста детей в общеобразовательных школах и
учреждениях дополнительного образования с тем, чтобы выявить как можно больше
детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для
совершенствования присущих им видов одаренности. Система контроля по своей сути
может быть реализована в образовательном процессе как инструмент обучения,
мотивации и диагностики. Мотивация предполагает, что учебный процесс основан
на использовании внутренних резервов обучающихся, что позволяет повысить
эффективность обучения. Имея определенный опыт, знания, интересы, учащиеся
лучше запоминают, осмысливают, усваивают и применяют свои знания в определенных
смоделированных ситуациях. Задача преподавателя заключается в том, чтобы
создать благоприятные условия для актуализации познавательных потребностей и
интеллектуальных возможностей. Новая концепция образования заключается в том,
что программы обучения предусматривают привитие учащимся практических умений и
навыков. Эта задача может быть решена при условии интенсификации всего учебного
процесса, которая включает усиление коммуникативной направленности урока (на
любом уроке) как развитие интеллектуально-творческого навыка, а также
комплексную реализацию задач обучения. Мы также рассматриваем «Рабочую
концепцию одаренности», которая является официальным документом в системе
российского образования и разработана как федеральная целевая программа
«Одаренные дети». В этом документе говорится о том, что с одной стороны, анализ
одаренности обучаемых осуществляется со стороны педагогов.
С
другой стороны, само педагогическое мастерство оценивается по шкале
одаренности, принимая во внимания критерии выявления, методы обучения и принципы
и подходы при составлении программ и тестов.