50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

О «старообрядческом» сборнике грамматических и риторических сочинений XVII века (БАН, Основн. собр. 33.6.4)

Ольга Сергеевна Сапожникова
Докладчик
научный сотрудник
Библиотека Российской Академии наук

онлайн (188)
2022-03-16
14:45 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

Библиотека Академии наук, рукопись, грамматика, риторика,  диалектика (БАН, Основн. собр. 33.6.4), Боголеп Львов. 

Тезисы

 В собрании Библиотеки Академии наук хранится рукопись с многочисленными сочинениями по грамматике, риторике и диалектике (БАН, Основн. собр. 33.6.4), до недавнего времени считавшаяся старообрядческой рукописью первой половины XVIII в. Впервые о ней сообщил Е.В. Барсов в «Описании рукописей и книг, хранящихся в Выголексинской библиотеке» (1874 г.), исследователь охарактеризовал ее как «Риторика, в 4-ку, четким полууст. XVIII в., на 247 л.». Рукопись Барсов мог видеть как в самом общежительстве, так затем и в Петрозаводском архиерейском доме. А. Е. Викторов датировал эту рукопись, с которой мог ознакомиться еще во время своих археографических поездок на Выг, также XVIII в. (Описи рукописных собраний в книгохранилищах Северной России. СПб, 1890). Вс. И. Срезневский датировал рукопись при поступлении в БАН серединой XVIII в. (1905), без ссылок на описания Барсова и Викторова. Недавно было определено, что рукопись датируется по водяным знакам серединой XVII в., а ее создателем является старец Боголеп Львов, известный книжник, библиофил, автор Жития Никодима Кожеозерского, собеседник знаменитого троицкого келаря Симона Азарьина, сподвигший последнего на создание Жития Дионисия Зобниновского. Рукопись БАН, Основн. собр. 33.6.4 выполнена торжественным полууставом, украшена заставками и рамками в стиле мастеров Оружейной палаты, но считалась примером оформления рукописей на Выгу в XVIII в. Рукопись включает сочинения по грамматике, лишь частично вошедшие в исследование В. Ягича «Рассуждения старины о церковнославянском языке» (1885). Заслугу в создании исключительной полноты и роскошного оформления сборников с сочинениями по грамматике и риторике исследователи приписывают книжникам выголексинского общежительства, в то время как им следует, по-видимому, поставить в заслугу лишь усвоение тенденций, заложенных в культуре XVII в. и прежде всего – на основании сохраненных ими лучших образцов древнерусской книжности. Рукописи Боголепа Львова, известного старообрядцам как авторитетного книжника и активного деятеля раннего периода Раскола, оказали, по-видимому, сильное влияние на развитие выголексинской книжности.